Поиск — системообразующий сервис Интернета. От его работы и удобства зависит доступность информации в Сети, поэтому технологии поиска являются определяющими в развитии многих «отраслей» сетевой экономики, например поисковой оптимизации. Проблемы последней обсуждались на VIII конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете», которая прошла в конце ноября.
В нынешнем году операторы поисковых систем в большинстве своем изменили саму парадигму предоставляемых ими сервисов. Раньше они заявляли, что сами не являются производителями информации для пользователей, а лишь перенаправляют пользователей на необходимые им сайты. Однако в последнее время поисковые системы начали выдавать пользователям дополнительную справочную информацию от собственного имени. Скажем, по запросу «Погода в Москве» практически все поисковики выдают не только ссылки на сайты с прогнозом погоды, но и собственный прогноз. В итоге посетителю уже не требуется просматривать результаты поиска — он получил то, что искал, без перехода на сторонний сайт. Именно на разработку подобных дополнительных сервисов, сокращающих для пользователя путь к информации, и направлены основные силы разработчиков поисковых машин.
Например, поисковая система Mail.ru прямо ориентирована на выдачу различных справок: по фильмам и книгам, по различным продуктам, продаваемым в Интернете, и по другим специальным видам поиска. Причем в некоторых случаях пользователю не нужно даже отправлять поисковый запрос — достаточно его просто набрать, и ссылки на нужные сайты появляются уже в подсказке к поисковому запросу. Например, если пользователь ищет сайт конкретной компании, то в большинстве случаев ссылка на него появится в выпадающем списке во время набора запроса.
В Google придумали несколько специальных видов поиска, которые были вынесены на боковую панель. Например, раздел «Колесо обозрения» позволяет графически представить близкие по тематике поисковые термины и уточнить первоначальный запрос. Для этой же цели можно использовать другой раздел — «Похожие запросы». Он дает пользователям возможность увидеть наиболее популярные запросы, похожие на первоначальный. Впрочем, в некоторых случаях такую информацию Google выдает в конце страницы. Еще одним нововведением поисковика является так называемая «Шкала времени» — в ней найденная информация классифицируется по тем датам, которые упоминаются в документе. Это также позволяет посетителям искать документы, описывающие конкретные события.
Поисковые системы стараются выдать посетителям максимально полную информацию в ссылке на сайт — так называемом сниппете (англ. snippet — фрагмент, отрывок). К примеру, в Google для описания сайта иногда используют информацию из поля description тэга meta. Правда, поисковая система оставляет за собой право показать в сниппете фрагмент текста, релевантный запросу. Аналогичные механизмы влияния на сниппет собирается внедрять и «Яндекс».
Разработчики Google и «Яндекса» сформировали разделы для Web-мастеров, где владельцам сайтов дается возможность изучить информацию, полученную об их сайте поисковой машиной. На них, в частности, можно найти инструкции для оптимизации поиска по сайту. К тому же в ноябре компания «Яндекс» модифицировала свой алгоритм ранжирования выдачи. Новый алгоритм получил кодовое наименование «Снежинск». По заверениям «Яндекса», он учитывает тысячи параметров страницы и для вычисления релевантности использует матричную структуру. Введение в строй этого алгоритма изменило позиции различных сайтов в выдаче «Яндекса».
Понятно, что все нововведения поисковых систем должны учитывать в своей работе оптимизаторы. Раньше им было достаточно один раз настроить сайт своего клиента и довольно долго получать поток посетителей с поиска. Сейчас же оптимизатор должен разбираться не только в том, как правильно оформить текст сайта клиента, но и в тонкостях настроек самих поисковых систем.