В числе главных гостей конференции "Платформа 2010", проведенной Microsoft 12-13 ноября (см. "Новая эффективность", Computerworld Online, 23 ноября 2009), был директор по технологической стратегии департамента консалтинга Норман Джуда. Он ответил на вопросы о поддержке программными продуктами Microsoft облачных вычислений, проблеме выбора места размещения приложений, а также о культурном аспекте работы с публичными облачными сервисами.
— Как нынешнее поколение продуктов Microsoft, включая их последние обновления, поддерживает облачные вычисления, и в особенности их сочетание с локальной обработкой данных?
Мы многому научились, эксплуатируя нынешнее поколение облачных систем. Одна из их отличительных особенностей — единая кодовая база. Один и тот же код работает как локально, так и в облаке, и его поддерживает единая команда инженеров.
Если раньше эти специалисты отвечали только за проектирование, то теперь - за работу системы в целом. Благодаря этому они получают знания, позволяющие значительно усовершенствовать продукты.
Возьмем, к примеру, электронную почту. Почтовый сервер может работать как локально, так и в облаке, где именно — решает потребитель. Но я полагаю, что раз и навсегда выбор сделать невозможно. Сегодня вы решили поместить сервер в облако, а завтра купили компанию, которая имеет локальные почтовые серверы, так что, думаю, все будут иметь дело с гибридной схемой работы.
Поэтому первое, о чем мы просим наших клиентов, — обеспечить поддержку облаков системами идентификации. Иными словами, сервис каталогов должен быть настроен на федеративный режим. У некоторых компаний это есть, но многие потребители не готовы к использованию облаков.
Каждый продукт Microsoft со временем будет реализован в форме онлайнового сервиса. В случае с почтой или SharePoint это несложно организовать. Но как управлять такой системой, как работать с консолью управления в облаке? Поэтому от всех групп разработчиков в Microsoft требуют четких планов разработки продуктов и взаимной поддержки. И здесь мы сами еще должны кое-чему научиться.
Например, мы хорошо знаем SQL Server, понимаем, как его развертывать, настраивать, как размещать базу данных для ее оптимального функционирования — локально. С другой стороны, у нас есть продукт Azure SQL Data Services, который представляет собой SQL Server в облаке. Как реализовать хорошее SQL-приложение в облаке и как расположить данные, чтобы получить ту же производительность, которой удается достичь локально?
Единственный способ научиться всему этому — практика. Поэтому мы строим приложения в рамках ИТ-департамента Microsoft и одновременно помогаем клиентам, которые заинтересованы в раннем внедрении новых технологий.
Есть и другая область, где мы также учимся, она касается операций и процессов ITIL. Пусть у нас есть общая почтовая система, но ваша часть находится в облаке, а моя размещена локально. Я отправил вам сообщение, вы его не получили. Куда смотреть? Какую консоль использовать? У нас подобный опыт повлек значительную доработку процессов поддержки и управления, которая позволит отслеживать сквозной путь сообщений по сети. Это означает, что процессы для операторов служб поддержки меняются, система усложняется.
Вот еще пример. В службе поддержки Microsoft мы работаем с инцидентами. Например, если в вашей локальной почтовой системе возникла проблема, мы регистрируем ее и помогаем разрешить. Но когда вы подписываетесь на онлайновый сервис, там нет такого понятия, как инцидент. Есть лишь уровень обслуживания, например готовность 99,995%. Как объединить эти два мира?
Так что мы учимся, развертывая гибридные системы как в Microsoft, так и у клиентов. Microsoft — очень ранний пользователь таких систем, в частности, наша собственная почтовая система, обслуживающая примерно 90 тыс. человек, гибридная.
— Когда организация выбирает между локальным и облачным развертыванием ИТ-сервиса, в расчет принимается множество условий, часть которых определяется индивидуальными обстоятельствами (например, типом приложений). Есть ли общие принципы, которыми можно руководствоваться при выборе?
20 лет назад я составлял презентацию о технологии "клиент-сервер". Тогда вопрос звучал так: "Что следует поместить на клиентскую сторону, а что на сервер?" Нынешняя дискуссия очень напоминает ту. Важно вот что: мы стремимся обеспечить перемещаемость приложений, которые разрабатываются на платформе Microsoft. Чтобы можно было переместить приложение из выделенного ЦОД в частное облако, оттуда в облако общего пользования и обратно. Сегодня ситуация такова: если вы написали приложение для облака, вы его можете поместить локально, обратное же справедливо не всегда.
Теперь вернемся к вашему вопросу. Предположим, вы разрабатываете приложение электронной торговли, в котором каталог продуктов представлен с помощью Silverlight. Он содержит изображения, видеоклипы, звуковые фрагменты; пользователь перемещается по списку и отбирает нужные товары в корзину. Каталог довольно статичен: его можно поместить в облако. Пусть с системой работают миллионы пользователей и число транзакций по выбору товара в тысячу раз превышает число операций по изменению каталога. Тогда транзакционную часть целесообразно разместить локально, так как возникают значительные потоки информации о платежах, по доставке товаров и прочих сведений, которая требует локальной обработки.
Думаю, приложения, подобные SAP, переместятся в облака еще не скоро. Системы же, подобные приложениям электронной торговли, попадут туда очень быстро.
Рассмотрим другой пример. Предположим, вы подписались на SharePoint в облаке и создали портал по работе с кадрами, где регистрируется информация о премиях, которую следует передавать в банк. При этом информация из локального центра передается в облако с SharePoint и оттуда в другое облако, в банк. Как объединить системы идентификации, чтобы идентификационные данные из приложений Microsoft попадали в банк? Для этого банк должен иметь федеративную систему идентификации, о которой я уже говорил.
У нас есть проект со страховой компанией в Великобритании, которая имеет филиалы по всей Европе, и им требуется единое представление данных, но на языке той страны, где работает пользователь. При этом нужно, чтобы поиск данных мог осуществляться как по текущей стране, так и по всем данным компании. Так что даже в частном облаке существуют проблемы идентификации и локализации, и, выбирая, какой технологии отдать предпочтение, приходится решать много вопросов.
Постепенно мы усваиваем правила. Думаю, в ближайшие пару лет мы накопим достаточно знаний, чтобы принимать подобные решения.
— В России внедрение публичных облачных сервисов сдерживается из-за недоверия к ним, то есть это культурная проблема. Английский историк Арнольд Тойнби утверждает, что усвоение технологии иной цивилизации неизбежно влечет подрыв традиционной культуры и заимствование зарубежной. Может ли в данном случае сработать этот принцип? Наблюдала ли Microsoft что-либо подобное в других странах?
Эта проблема характерна не только для России. Многие страны сталкиваются здесь как с юридическими, так и с культурными проблемами. Думаю, что решению вопроса поможет смена поколений. Мои дети, которым 20 и 22, смотрят на приватность совершенно иначе, чем я. Они публикуют информацию о себе на Facebook и высказываются там. Полагаю, поколение, которое растет в такой среде, будет более открыто к изменениям. Всегда есть люди, которые настроены экспериментировать, и одни страны более готовы к этому, нежели другие, однако когда через пять - десять лет нынешние студенты станут профессионалами, думаю, готовность людей к принятию этих технологий повысится.