На отечественном телекоммуникационном рынке сегодня наблюдаются в основном те же тенденции, что и на рынке мировом, хотя у российских заказчиков еще не полностью сформировались представления о преимуществах некоторых новых услуг и технологий. Об этом заявил Виталий Солонин, ведущий консультант компании J’son & Partners Consulting, в ходе круглого стола, организованного редакцией журнала «Сети» и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con, где собрались представители операторских компаний и их заказчиков.
Одна из характерных тенденций — сокращение продаж учрежденческих АТС, вызванное спадом экономики. По данным аналитиков MZA и Infonetics Research, во втором квартале текущего года объем этого рынка составил 11,1 млрд долл., в то время как год назад он равнялся 15,4 млрд долл. Число установленных линий сократилось за этот период с 2,4 млн до 1,8 млн. В то же время рост сегмента IP-УАТС продолжился: доля их линий увеличилась в общем объеме инсталляций с 24 до 27%.
Весьма «горячий» сегмент — платформы и программное обеспечение для систем унифицированных коммуникаций. Его объем еще невелик — в прошлом году он немногим превысил полмиллиарда долларов, однако рост составил 16%. В то же время отмечается переориентация корпоративных заказчиков на более дешевые по сравнению с аппаратными программные решения; по прогнозам, в текущем году рынок коммуникационного ПО удвоится.
Передача данных по протоколу IP формирует четверть рынка телекоммуникационных услуг; при этом три четверти приходится на такие хостинговые управляемые сервисы, как виртуальные IP-УАТС и унифицированные коммуникации. По прогнозам Infonetics Research, к 2013 году доходы операторов за счет хостинга унифицированных коммуникаций удвоятся.
В России, по словам Солонина, также отмечается заметное снижение продаж УАТС и рост доли портов IP- и SIP-систем. Однако преобладают по-прежнему аналоговые УАТС; в 2008 году, согласно J’son & Partners, они составляли почти 80% установленных станций. На долю IP- и SIP-систем приходилось 15 и 2% соответственно, причем еще два года назад этот показатель для IP-УАТС составлял только 5%.
В текущем году ожидается небольшое уменьшение объема рынка услуг фиксированной телефонии, предоставляемых предприятиям малого и среднего бизнеса, который составит 59 млрд руб. Это происходит, несмотря на практически ежегодный рост тарифов местной связи, из-за сокращения расходов компаний и частичного перевода их голосового трафика в сети операторов сотовой связи. Характерно, что значительное число предприятий малого и среднего бизнеса не имеют собственных УАТС, но только 6% компаний используют предоставляемые операторами виртуальные станции. В J’son & Partners полагают, что число последних будет расти. В условиях кризиса ожидается рост популярности программных IP-АТС, особенно решений разработчиков систем на базе ПО с открытым кодом.
Несмотря на ухудшение экономической ситуации, продолжится также рост рынка услуг доступа в Internet, предоставляемых небольшим и средним предприятиям. Его объем увеличится с 51 млрд руб. в 2008 году до 58 млрд руб. в 2009-м; тенденция роста сохранится и в 2010 году. Среди услуг с добавленной стоимостью в секторе SMB наиболее востребованы сервисы обеспечения безопасности, включая антивирусную защиту, а также хостинг систем электронной почты.
Телекоммуникационные потребности крупных компаний стимулируются такими факторами, как централизация вычислительных ресурсов, внедрение контакт-центров, рост объемов конференц-связи, и рядом других. Такие компании являются в нашей стране основными пользователями виртуальных частных сетей. Объем этого сегмента телекоммуникационного рынка достиг в прошлом году почти 9 млрд руб., увеличившись на 38%. Более 65% VPN-доходов операторам приносят крупные отечественные организации; доля транснациональных компаний в несколько раз меньше. Около половины рынка VPN приходится на Москву.
На сегодняшний день 48 тыс. офисов в нашей стране используют услуги VPN и VPLS (Virtual Private LAN Services — объединение распределенных локальных сетей в единую сеть). В J’son & Partners ожидают, что их число в перспективе превысит 150 тыс.; однако с учетом текущей ситуации в течение ближайшего года количество таких офисов увеличится только на 8 тыс.
Традиционно у отечественных заказчиков пользуются спросом наиболее экономичные услуги и решения, не требующие значительных инвестиций в их внедрение и обслуживание.