Как подчеркнули участники конференции «Аутсорсинг-Форум АСТРА. Версия 2.009», организованной Ассоциацией стратегического аутсорсинга (АСТРА) и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con, в России уже нет ИТ-специалистов, которые бы не знали, что такое аутсорсинг. Однако оценить, чем он способен помочь бизнесу в каждом конкретном случае, пока могут далеко не все.
«Россия существенно отстает по темпам развития аутсорсинга от прочих развивающихся стран, и в первую очередь — от остальных стран БРИК», — признал Сергей Македонский, президент АСТРА. По оценкам аналитиков In4media, в 2009 году отечественный рынок ИТ-аутсорсинга достигнет 900 млн долл., а в течение 2010 года превысит «психологическую» отметку в 1 млрд долл. При этом доля аутсорсинга в общем объеме ИТ-услуг должна возрасти с 23 до 27%.
Что же мешает распространению аутсорсинга? Как подчеркнул Сергей Потапов, ИТ-директор группы компаний ПИК, на данный момент главным препятствием является элементарное отсутствие опыта. Во время бесед с высшим руководством предприятий ИТ-директорам приходится аргументировать свои предложения преимущественно теоретически, не имея возможности подтвердить их практикой. Больше всего топ-менеджмент боится зависимости от поставщика услуг и опасается риска утечек данных. При этом все забывают, что зависимость от собственного персонала (особенно при наличии массовых внутренних разработок) гораздо выше, а основные источники утечки конфиденциальной информации находятся внутри компании.
Что же касается дороговизны предлагаемых услуг, то и она зачастую бывает обманчивой. Как правило, руководство плохо представляет себе истинную стоимость внутренних услуг, считая ее пренебрежимо малой. Однако в реальности она может быть не так уж и мала. В любом случае, при переходе к аутсорсингу гарантирована прозрачность стоимости оказанных ИТ-услуг.
Характерно, что Потапов был единственным, кто выступил на форуме со стороны заказчиков; это является ярким показателем нынешнего состояния рынка.
Тони Мерфи, вице-президент компании TOC (представительства Forrester на Ближнем Востоке), считает попытки радикального сокращения издержек с помощью аутсорсинга антипродуктивными. Особенно это касается пересмотра уже существующих контрактов в сторону ужесточения условий. Как минимум, в этом случае поставщик может отозвать с проекта наиболее квалифицированный персонал или другим способом снизить качество оказываемых услуг.
Другой распространенной ошибкой, по мнению Мерфи, является попытка сэкономить на управлении оказываемыми услугами. Это также негативно влияет на проект аутсорсинга, пусть и не мгновенно, а в долгосрочной перспективе. Наконец, ни в коем случае нельзя принимать «специальных предложений» поставщиков. Весь полученный выигрыш в цене будет компенсирован более дорогой поддержкой, усеченным функционалом или слабой интеграцией.
«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», — резюмировал Мерфи.
В любом случае, аутсорсинг — всего лишь один из инструментов менеджмента, и он обладает несомненными достоинствами. Как считает Алексей Алехин, исполнительный директор АСТРА, аутсорсинг не получает распространения во многом из-за недопонимания между заказчиками и поставщиками. Таким образом, спецификой российского рынка на данный момент являются его незрелость, непрозрачность и отсутствие каких-либо стандартов. Тем не менее его дальнейшее развитие неизбежно.