Несмотря на определенные сомнения по поводу рыночных перспектив бизнес-модели MVNO, она вполне может оказаться полезной для развития межоператорского взаимодействия. Подтверждением тому — соглашение о намерениях, подписанное компаниями «ЦентрТелеком» и «Скай Линк», подразумевающее организацию операторов виртуальных сотовых сетей на базе общей инфраструктуры IMT-MC-450. Соглашение знаменует собой новый этап сотрудничества, начавшегося в марте 2008 года.
По словам генерального директора «ЦентрТелекома» Ваагна Мартиросяна, подписанный полтора года назад документ позволил реализовать совместный проект предоставления услуг связи стандарта CDMA-450 в Костромской, Ивановской и Ярославской областях. Построенная сеть IMT-MC-450 покрывает 95% территории областей. В рамках проекта услуги мобильной связи предоставляются под брендом «Скай Линк», а фиксированной — под брендом «ЦентрТелеком». Сейчас сеть насчитывает 38 тыс. абонентов, из которых 7 тыс. являются мобильными пользователями. Благодаря новой модели сотрудничества в областях удалось ликвидировать очереди на подключение к телефонной связи, установить свыше 8 тыс. таксофонов, одновременно отказавшись от 500 км устаревших воздушных линий связи.
Все это позволяет партнерам считать старт совместного проекта успешным и дает ориентир для расширения территории охвата сети. Согласно новому соглашению, планируется построить сегменты сети в Брянской, Смоленской, Курской, Липецкой, Белгородской, Орловской и Тамбовской областях. Кроме того, «ЦентрТелеком» намерен оказывать услуги по модели MVNO и там, где уже имеется развернутая инфраструктура «Скай Линка», — в Москве и Подмосковье, во Владимирской, Воронежской, Тверской, Калужской и Рязанской областях.
Выбор технологии CDMA для создания новой сети «ЦентрТелекома» не случаен. Опыт «Скай Линка» показывает, что эта технология очень перспективна для российских регионов. Одна базовая станция CDMA в диапазоне 450 МГц способна покрыть заметно большую территорию, чем базовая станция GSM, причем одновременно предоставлять услуги фиксированной и мобильной связи. По мнению генерального директора «Скай Линка» Гульнары Хасьяновой, особенно хорошо данная технология зарекомендовала себя на рынке услуг мобильной передачи данных. Даже в условиях кризиса годовой рост абонентской базы «Скай Линка» составил 30%. Хасьянова увязывает это не только с расширением географии, но и с общей динамикой рынка мобильного доступа к Internet.
Благодаря соглашению «Скай Линк» получает новый канал продаж, так как «ЦентрТелеком» берет на себя обязательства привлечения и обслуживания абонентов в действующих мобильных сетях партнера. По словам Хасьяновой, модель MVNO позволит достаточно быстро насытить сеть «Скай Линка» дополнительным трафиком.
Помимо расширения собственной абонентской базы, «ЦентрТелеком» видит в развитии предоставления услуг в сети CDMA перспективный путь перехода к модели полностью конвергентного оператора связи.