По словам Августа Вильгельма Шеера, основателя компании IDS Scheer, в настоящее время концепция BPM (Business Process Management — «управление бизнес-процессами») перестала быть красивым словосочетанием и превратилась в «убийцу приложений», ранее осуществлявших поддержку бизнеса. Компании осознали это и переходят к проектам корпоративного масштаба, которые позволяют оптимизировать процессы, создающие ценности для клиентов. Кроме того, подход к управлению, основанный на BPM, позволяет специалистам различного профиля быстрее найти общий язык, а значит, увеличивает скорость реакции организации на изменения внешней среды. Шеер отметил, что в последние годы компании стали лучше понимать преимущества процессно-ориентированного управления для стандартизации и документирования своих бизнес-процессов. Он назвал этот подход «построением управляемой модели системы бизнес–приложений». И наконец, моделирование бизнеса существенно облегчает логическую интеграцию приложений.
Шеер также отметил, что важно навести мосты между теми, кто разбирается в технологиях моделирования бизнеса, и теми, кто в бизнес-моделях ничего не понимает (а их большинство, в частности на руководящих постах). Он считает, что ключом к успеху BPM-приложений является дружественный пользовательский интерфейс. Кроме того, специалистов следует по возможности разгрузить от рутинной работы и автоматизировать технологическую декомпозицию логических блоков моделирования в конструкции той или иной нотации. Моделирование должно напоминать конструктор Lego, когда хорошо знакомые предметы распадаются на стандартные строительные блоки. Например, в комплект инструментов моделирования IDS Scheer включена технология ARIS MashZone, которая позволяет бизнес–пользователям создавать композитные приложения для анализа данных, содержащихся в разных источниках. В частности, можно быстро создать инструментальные панели для интегрированного контроля разнородной хозяйственной деятельности. Пользователям предлагается также среда для управления бизнес-процессами на основе единых корпоративных правил — ARIS Process Governance. Она предназначена для автоматизации потоков работ, в которых участвует большое число сотрудников с разнообразными ролями.
Шеер остановился также на роли социальных сетей в развитии технологий ARIS. Сообщество пользователей этих технологий развивается, зарегистрировано более 10 тыс. участников и опубликовано более 1200 статей.
Логика российского бизнеса
В 2005 году IDS Scheer приобрела 75% акций компании «Логика бизнеса» и официально вышла на российский рынок, присоединив к своему опыту опыт отечественных бизнес-аналитиков. Руководитель «Логики бизнеса» Мария Каменнова, вошедшая тогда в руководство IDS Scheer, в качестве генерального директора IDS Scheer в России и странах СНГ познакомила гостей форума с деятельностью компании в период экономического кризиса.
Стремясь предложить клиентам услуги, отвечающие новым экономическим условиям, компания сфокусировала усилия на четырех направлениях: стратегический консалтинг (корректировка бизнес-стратегии), оптимизация системы управления (настройка управленческой отчетности и т. д.), оптимизация бизнес-процессов и управление ИТ-ресурсами. По оценкам Каменновой, наибольший интерес к этим проблемам проявили госсектор, предприятия энергетической, нефтегазовой, телекоммуникационной и машиностроительной отраслей, а также банки. Любопытно, что никто из собеседников не интересовался вопросами, связанными со стратегией, необходимостью ее формализации и постоянного корректирования, в основном полагаясь на интуицию. В ходе возникшей дискуссии Виктор Крохин, директор по консалтингу российского отделения IDS Scheer, заявил, что работы по оптимизации бизнеса неизменно приходится начинать именно с формализации представлений топ-менеджеров о стратегии их компании. Без построения дерева целей и определения системы ключевых показателей результативности невозможно приступать к оптимизации: «Нельзя управлять тем, что нельзя измерить».
Пока интерес отечественного бизнеса к управлению бизнес-процессами, по мнению представителей российской IDS Scheer, обусловлен скорее желанием найти еще один путь снижения издержек — как правило, оптимизировать стараются процессы вспомогательные, увеличивающие себестоимость продуктов и услуг, например закупки. Помимо этого, потенциальные клиенты интересуются организацией управления отчетностью и построением бюджетирования. По оценке Каменновой, интерес ИТ-директоров к процессному управлению во многом определяется необходимостью выстраивать взаимоотношения с бизнесом в обстановке постоянного сокращения бюджетов.
Что касается технологий управления бизнес–процессами, то компания активно продвигает новинку — «Контроллинг 24», которая позволяет анализировать ход бизнес-процессов на основе показателей, характеризующих выполнение его внутренних функций. Приложение дает возможность регулярно анализировать значение данных показателей и их динамику, что повышает эффективность проактивной деятельности.