Роберт Фариш, глава представительства IDC в России и СНГ, считает, что рынок постепенно восстанавливается: «В первом квартале сложилась комбинация факторов, которые крайне негативно влияли на рынок. Это и международный кризис, и переполненные склады дистрибьюторов, и замороженные бюджеты. Прогноз на первый квартал был катастрофическим, и ждать повторения этой катастрофы было бы нелогично. Наш прогноз на рынок ПК в этом году — падение на 30%. В первом квартале падение было на уровне 44%, поэтому определенная стабилизация очевидна». Одна из примет стабилизации, по его мнению, — нормализация работы большинства крупных дистрибьюторов.
С ним согласен Константин Шляхов, генеральный менеджер компании «Марвел-Дистрибуция»: «В первом полугодии, по оценкам аналитиков, падение на компьютерном рынке составило порядка 40-50%. Соответственно, если мы в третьем-четвертом кварталах увидим рост процентов на десять, это будет по-прежнему хуже на 30%, чем год назад. Но можно ли назвать это оживлением или подъемом?... Большинство ожиданий, которые есть сейчас, — это ожидания, что рынок вернется на уровень 2006 года».
Владимир Ландау, генеральный менеджер сети магазинов компьютерной техники «Позитроника», согласен с оценкой Шляхова: «Рынок сегодня отрабатывает сезонную динамику, которая накладывается на обороты 2006 года. Весь рынок откатился на два-три года назад, и в ближайшее время мы ожидаем подъема, как было в 2006 году. Признаки того, что эти прогнозы сбываются, уже есть: у нас наблюдается очевидный рост оборота. Что касается вертикальных рынков, то розничный рынок сейчас, к сожалению, демонстрирует некую стабильность. Это говорит о том, что сезонность в принципе будет менее выражена в рознице».
Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS, также не ждет подъема: «Я бы не стал с большим оптимизмом ожидать роста во втором полугодии. Наш рынок является вторичным по отношению к реальному сектору экономики, и прежде всего он обслуживает инвестиционные программы, связанные с ростом производства: интенсивным, экстенсивным и т. д. Думаю, не стоит рассчитывать на существенный рост рынка и в 2010 году, он может начать серьезно расти только в 2011-м».
«Кроме госсектора, не видно других сегментов, в которых стоило бы ожидать какого-то оживления в ближайшие месяцы и даже кварталы, — оценил Шляхов среднесрочную перспективу. — Что касается госсектора, здесь я также не говорил бы об оживлении. Просто здесь наконец начали размораживаться проекты, которые давно планировались, но на которые в первом полугодии не было финансирования».
Мацоцкий надеется не только на государство; локомотивами рынка, по его мнению, могут стать прежде всего те отрасли, которые вынуждены будут существенно модернизировать производство и наращивать свою конкурентоспособность на мировой арене: «Это и сырьевые отрасли, особенно наша металлургия, которая, наверное, больше всех пострадала в кризис.... Думаю, нефтегазовый рынок продолжит потребление современных технологичных платформ». Впрочем, он не исключает и государственных инвестиций в ИТ: «Госкорпорации, такие как Росатом или Ростехнологии, также будут вынуждены активно заниматься качеством своего управления, внедрять новые технологии в производственные системы на своих предприятиях». При этом Мацоцкий полагает, что на планы государства в области информатизации большое влияние окажет то, насколько «тяжелы» будут бюджетные обязательства, насколько будет велик бюджетный дефицит.
«Однако, в чем я не сомневаюсь, — добавил он, — это в том, что будет расти муниципальный и региональный рынок, поскольку там-то как раз с точки зрения базовых технологий управления ситуация очень плохая».
Чем может помочь бизнесу государство, кроме как вкладывать средства в ИТ?
«Обеспечивать запланированные госзакупки деньгами, — полагает Шляхов. — С другой стороны, понятно, что каких-то специальных мер, направленных на поддержание именно ИТ-рынка, не требуется. Если будет выправляться ситуация в экономике в целом, то появится и платежеспособный спрос, поднимется розница, появятся — или разморозятся — ИТ-бюджеты у корпоративных пользователей».
«Наряду с очень многими позитивными заявлениями о развитии электронного правительства, о создании инновационных моделей в экономике, о поддержке среднего предпринимательства, к сожалению, некоторые сегодняшние тенденции не добавляют оптимизма, — посетовал Мацоцкий. — Прежде всего, это шаги, связанные с налогами на фонд оплаты труда, с заменой ЕСН страховыми выплатами и т. д.».
По его мнению, налоговые новации осложняют жизнь тем отраслям экономики, в которых доля оплаты труда составляет существенную часть расходов; в числе этих отраслей и ИТ-индустрия.
«Это плохой сигнал и с точки зрения инновационности, и с точки зрения того, что наше государство продолжает поддержку отраслей, наиболее низкоемких с точки зрения качества передела и объема добавленной стоимости человеческого труда», — считает он.
Ландау, кроме того, отметил, что в такие тяжелые времена неправильно оказывать дополнительное давление на бизнес: «Даже в сытые годы это тяжело воспринималось, многие игроки уходили с рынка, а в тяжелые времена это может привести к массовому исходу».
«Малые и средние компании, которые работают в ИТ, нуждаются в защите государства, а не в помощи, — полагает Фариш. — Почему столько компаний в этой стране работают подпольно?! Они так работают, потому что работа в открытую потребовала бы от них слишком много денег и слишком много бумажной волокиты».
Послекризисный рынок всем опрошенным видится «более трезвым», привитым, по словам Мацоцкого, «от шапкозакидательских настроений и иллюзий, что тучные годы и высокие маржи будут всегда». Это относится как к корпоративному рынку, так и к розничному.
«На корпоративном рынке возникнут вопросы по поводу эффективности инвестиций в ИТ со стороны государства, и, возможно, компании серьезнее будут относиться к этому вопросу в будущем, — полагает Фариш. — Больше клиентов будет смотреть на ИТ как на инструмент сокращения расходов».
«Спрос будет характеризоваться скорее разумной достаточностью, чем безумной избыточностью, — такой прогноз для розницы предложил Ландау. — Товар будет покупаться из средней ценовой категории. Мне кажется, что дешевые товары, как и дорогие, потеряют в привлекательности: в ситуации недостатка ресурсов люди будут склоняться в пользу серьезных брендов, гарантирующих качество».