Илья Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию Государственной думы, ранжировал существующие барьеры по степени влияния. Депутат представил десять главных проблем. На первом месте с конца — законодательство. Оно, по мнению Пономарева, является наименьшим злом, хотя и не соответствует требованиям инновационной экономики и западной практике. Например, отсутствует организационно-правовая форма для венчурных фондов, которые формируются в том числе на средства зарубежных компаний и организаций. Упомянут был и пресловутый 94-й закон о закупках, который не подходит для высокотехнологичного сектора.
Коррупция заняла второе место с конца, поскольку от нее высокотехнологичные компании страдают меньше, чем предприятия других отраслей. Далее в перечне Пономарева идет конкуренция со стороны других стран, в которых условия для ведения бизнеса лучше, и имидж страны за рубежом, до сих пор не связанный с высокими технологиями.
Неразвитая инфраструктура занимает в рейтинге шестое место. Тут же Пономарев упомянул «колониальную политику Москвы по отношению к регионам», то есть диспропорции в финансировании инфраструктурных проектов. До регионов средства, получаемые от продажи нефти, газа и леса, зачастую не доходят.
Следующую позицию в рейтинге заняли отсутствующие или неработающие государственные институты.
Вызовом можно считать сопротивление элит, представители которых хотят жить за рубежом и свое будущее не связывают с будущим России. Эти элиты, объединяющие как владельцев бизнеса, так и чиновников, все устраивает. Возможно, данная проблема заслуживает первого места, поскольку мешает преодолевать все остальные барьеры. Но пока она на четвертом.
В тройку самых серьезных проблем, по версии Пономарева, попадают деловой климат (вкупе с плохо работающими судебной системой, таможней, налоговыми службами и другими государственными учреждениями), а также структура экономики, из-за которой в высокотехнологичном секторе риски выше, а доходы ниже. Особо депутат отметил роль налоговой политики, которая не стимулирует развитие высокотехнологичного сектора и направлена на поддержку бизнеса, имеющего низкую добавленную стоимость.
Проблема застарелая — еще лет десять назад специалисты говорили о том, что налогообложение в России выполняет только одну функцию — фискальную. О существовании других налоговики тогда даже не подозревали. Не похоже, что в мировоззрении представителей фискальных органов что-то кардинально изменилось, поскольку льготу по ЕСН для ИТ-компаний они планируют отменить. Предстоящая ликвидация льгот стала одной из самых популярных тем, обсуждаемых на форуме.
Главной же проблемой Пономарев назвал кадровый голод. В первую очередь речь идет о нехватке даже не технических специалистов, а менеджеров и предпринимателей. Нужно не только суметь разработать новые продукты, материалы и технологии, но и организовать серийное производство и продажи по всему миру.
Екатерина Попова, помощник руководителя администрации президента, выступила за активное использование зарубежного опыта государственной поддержки высокотехнологичного сектора, отметив существование в США персональной ответственности чиновников перед конгрессом за то, что они делают для научно-технического развития.
По ее мнению, главный тормоз развития ИТ — законодательство: «Во многих странах поддержка высокотехнологичного сектора начиналась именно с принятия соответствующих законов. В России же десять лет не можем законодательно определить критерии инновационного предприятия, которые существуют почти везде».
Таким образом, понимание существующих проблем имеется как в Госдуме, так и в администрации президента. Однако пока господдержка высокотехнологичных компаний ограничивается в основном декларациями.
Даже Петербург, выделяющийся высокой концентрацией технологических компаний, а также технических вузов с очень хорошим уровнем подготовки, в этой области пока не может служить примером для других городов. Чиновники намного чаще на словах демонстрируют поддержку, чем оказывают ее на деле.