Резервы для увеличения дохода от экспорта руководство компании видит также на рынках Финляндии и Нидерландов. В связи с этим «Рексофт» планирует создать в ближайшее время свое финское представительство и повысить маркетинговую активность уже функционирующего офиса в Амстердаме. Работа двух других представительств, в Стокгольме (Швеция) и Мюнхене (Германия), руководство компании, судя по всему, вполне устраивает.
Открытие офиса в Вене, как указывают в «Рексофте», соответствует корпоративной стратегии, принятой еще в 2008 году. Ранее о существовании этого документа компания не сообщала. Стратегия предусматривала расширение сети офисов продаж в Западной Европе и развитие удаленных центров разработки в России и странах ближнего зарубежья.
Выгоды от кризиса
Объявленные устремления компании вполне отражают распространенную реакцию на произошедшие изменения в экономике. Сокращение спроса на отечественном ИТ-рынке должно было побудить компанию использовать подешевевшие ресурсы внутри страны для международной экспансии. Однако в «Рексофте» отрицают связь стратегии с кризисом, утверждая, что направления развития определялись на годы вперед.
Возможно, новые задачи были поставлены в результате того, что 74% акций компании в сентябре прошлого года были куплены «ТехноСерв А/С». Во всяком случае, генеральный директор «Рексофта» Александр Егоров надеялся, что новый акционер будет способствовать как расширению сети представительств в дальнем зарубежье, так и созданию центров разработки в России.
В то же время кризис повлиял если не на разработку стратегии развития, то на ее реализацию. С сентября 2008 года появился только центр разработки в Воронеже, решение об открытии которого было принято еще весной прошлого года. В настоящее время компания не намерена создавать центры разработки в регионах России и в ближнем зарубежье, потому что напряженность на рынке труда в России спала и в создании новых филиалов в городах с меньшей стоимостью рабочей силы сейчас нет острой необходимости.
С другой стороны, кризис привел к тому, что условия для экспансии компании в Западной Европе улучшились. Во-первых, за прошедший год снизились расходы на открытие здесь новых офисов. Во-вторых, потенциальные заказчики стали подвижнее. Они пытаются найти альтернативы тем поставщикам услуг по разработке ПО, которые у них были, или запускают аутсорсинговую модель при сокращении собственных ИТ-служб.
Рост за счет экспорта
Открытие нового офиса продаж в первую очередь в Вене связано с тем, что для «Рексофта» рынок немецкоязычных стран исторически является основным. Екатерина Забелинская, директор по продажам департамента программного обеспечения, отметила: «Клиенты в этих странах дают около 30% дохода компании. Среди них такие крупные предприятия, как T-Systems, Fujitsu Technology Solutions, Francotyp-Postalia, First Data International, Swisscom».
Укрепление позиций на финском рынке также вполне логично для петербургской компании: из Северной столицы до крупнейших городов Финляндии можно добраться за несколько часов на автомобиле.
Активизация в Западной Европе, как рассчитывает руководство компании, позволит изменить структуру доходов за счет более быстрого роста экспорта. В начале текущего десятилетия его доля достигала почти 75%. Однако из-за бурного роста внутреннего ИТ-рынка этот показатель снизился по итогам 2008 года примерно до 50%. Ожидается, что пропорции изменятся в пользу экспорта уже по итогам 2009 года. При этом рост совокупной выручки прогнозируется на уровне 12-15%. В 2008 году она увеличилась на 21%. Тем не менее российский рынок для «Рексофта» по-прежнему является ключевым.
Если в России и ближнем зарубежье компания выступает в качестве системного интегратора, то в Западной Европе и США она известна как поставщик услуг по разработке заказного программного обеспечения. В связи с этим рассматривается возможность разделения компании для лучшего позиционирования на различных рынках. Для работы в России и странах СНГ на базе подразделения системной интеграции может быть создано новое юридическое лицо с новым названием.