26 июля, когда начался 2010 финансовый год компании Cisco Systems, генеральным директором ООО «Сиско Системс» стал Павел Бетсис. Сменив на этом посту Роберта Эйджи, руководившего бизнесом Cisco в нашей стране в течение двенадцати последних лет, Бетсис объявил о намерении удвоить в течение трех лет продажи Cisco в России и значительно увеличить поставки решений компании федеральным организациям. Он ответил на вопросы обозревателя еженедельника Computerworld Россия Алексея Чернобровцева.
Вступление в новую должность совпало для вас с началом работы на российском рынке сетевых и телекоммуникационных технологий. Что вы думаете о состоянии этого рынка?
Рынок продуктов для локальных сетей и телекоммуникационных систем все еще испытывает отрицательные последствия кризиса, как и вся российская и мировая экономика. В то же время я думаю, что по большому счету телекоммуникации в России находятся в начальной стадии серьезного развития. В одних регионах создана более современная инфраструктура, чем в других, более удаленных от центра. Такая ситуация открывает широкие возможности для Cisco Systems и других игроков данного рынка.
Имеются ли такие аспекты российского бизнеса Cisco, где, по вашему мнению, требуются существенные изменения?
Изменения нужны всегда. Даже если все идет хорошо, такие изменения должны отражать ситуацию на рынке, которая никогда не остается неизменной. Причем именно периоды относительной стабильности наилучшим образом благоприятствуют реализации новых планов. В России, несмотря на кризис, Cisco чувствует себя достаточно уверенно. Однако есть направления, где мы будем менять стратегию. Например, партнерская политика. У нас здесь очень много партнеров, но я не могу сказать, что в работе с ними существует четкая стратегия, и мы постепенно будем ее выстраивать. Если говорить о присутствии Cisco в различных сегментах рынка, то необходимо активизировать взаимодействие с государственными организациями.
Каким образом вы намерены модернизировать партнерский канал, чтобы более плотно работать с госструктурами?
Очень важный момент — лояльность партнеров вендору. У нас множество великолепных партнеров, для которых, к сожалению, работа с Cisco определяет не самую большую часть бизнеса. Хотелось бы изменить ситуацию. С партнерами нужно больше работать, может быть, даже работать по-другому. Это относится не только к взаимодействию с госсектором, но и к остальным вертикальным рынкам. В нашей области деятельности российский рынок насыщен дистрибьюторами, интеграторами, реселлерами, которых даже больше, чем на соответствующих рынках ряда других стран.
Вы, вероятно, уже встречались с представителями госучреждений. Что их в основном интересует и какие темы обсуждений превалируют на таких встречах?
Да, я виделся с некоторыми из них, и, как мне кажется, у них существует понимание нашей стратегии, намерений и планов. Заметна, например, весьма позитивная реакция людей, которые имеют отношение к образовательным и социальным проектам, в связи с планируемым почти трехкратным ростом числа Сетевых академий Cisco в России. Большой интерес вызывает и тема расширения деятельности в области НИОКР с привлечением российских специалистов, особенно в сфере разработки программного обеспечения. Развитие отношений с рядом госорганизаций вызывает необходимость открытия программных кодов, и этот процесс уже начался. Еще одна тема — организация производства в России.
Вы хотите организовать производство главным образом для того, чтобы получить статус российского производителя и улучшить отношения с госструктурами, или есть и экономические соображения, скажем, поставка продуктов в другие страны?
Создание производства нашей продукции в России соответствует стратегии государства в развитии отношений с зарубежными компаниями. Экономические соображения тоже весьма важны, поскольку производство будет обслуживать в первую очередь российский рынок и выпускаемые здесь продукты должны быть дешевле импортируемых. Что же касается реэкспорта из России, то это вопрос совсем другой категории сложности. Реэкспорт возможен теоретически, но на данном этапе такой вид деятельности не обсуждается.
Учитывая весьма широкий спектр оборудования Cisco, не могли бы вы конкретизировать возможные производственные планы?
Говорить об этом преждевременно, поскольку все эти вопросы еще находятся в процессе обсуждения. В ряду важнейших и необходимых условий организации производства — участие в нем одной из компаний, входящих в пул глобальных производственных партнеров Cisco. К настоящему времени такое соглашение достигнуто, и производство будет нами создаваться совместно с глобальным партнером на базе российской компании.
На своей первой пресс-конференции вы упомянули о необходимости выхода на «смежные» рынки. Какие рынки имеются в виду?
Для нас представляют интерес несколько сегментов. Один из них — центры обработки данных. Мы объявили архитектуру Unified Computing System и ведем дальнейшие разработки в этой области. Еще одно направление — решения для малых и средних компаний, продвижению которых здесь до сих пор не уделялось должного внимания.
Вы можете оценить объемы продаж или темпы роста, которые для вас важны для достижения успеха на таких рынках?
О подобных показателях можно говорить лишь в глобальном контексте. Локальные рынки, включая Россию, не являются определяющими по вкладу в объемы продаж. Здесь, как правило, показатели бизнеса заранее не определяются, поэтому трудно назвать какие-либо определенные цифры. «Смежные» рынки, на которые мы выходим в этой стране, уже не являются для Cisco абсолютно новыми, так как мы начинаем работать на них лишь после того, как компания осуществила локализацию соответствующих продуктов.
Как вы намерены взаимодействовать с корпоративным советом Cisco Russia Board, насколько подотчетны ему, или он имеет только консультативные функции?
Этот совет не является официальным органом, как, например, совет директоров. Это скорее клуб специалистов, которые должны рассматривать определенный круг вопросов, включая разработку стратегии и рекомендации по инвестициям в развитие бизнеса. Аналогичные советы Cisco создала на наиболее перспективных рынках, куда входят и все другие страны БРИК, а также Мексика. Я не подотчетен совету, а являюсь его членом. Мы планируем собираться два раза в год в Москве и каждые полтора месяца обмениваться мнениями на телеконференциях.
В Cisco Systems завершили 2009 финансовый год с падением глобальных продаж и значительным снижением уровня прибыли. Чего вы ждете от 2010 года?
На российском рынке мы надеемся на небольшой рост бизнеса.
Не помешает ли вашим планам корпоративная программа, предусматривающая ежегодное полуторамиллиардное снижение расходов, что в случае ухудшения экономической ситуации может привести даже к сокращению персонала?
Наша компания постоянно стремится к экономии и оптимизации ресурсов, в том числе за счет внедрения собственных технологий. На мой взгляд, это абсолютно не связано с инвестициями в развитие перспективных рынков.