Симпозиум «Медсофт-эксперт 2009», проведенный Ассоциацией развития медицинских информационных технологий, собрал около 70 участников, включая как разработчиков систем для нужд здравоохранения, так и их заказчиков — главврачей и ИТ-специалистов, работающих в медицинских учреждениях.
Ключевым пунктом повестки дня было сообщение о создании Экспертно-консультативной группы Совета по развитию информационного общества при президенте РФ и организации в ней секции по вопросам использования ИТ в здравоохранении. Таким образом, участники рынка медицинских информационных систем получили новый механизм донесения своих мыслей «наверх», до чиновников, принимающих решения, — постоянно действующий орган с «говорящей» аббревиатурой ЭКГ. Поскольку эта группа находится вне структуры Минздравсоцразвития, есть надежда на ее эффективность, отметил президент АРМИТ Михаил Эльянов.
Он сообщил о публикации открытого письма министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой по поводу объявления нового конкурса на типовой комплекс программ по льготному лекарственному обеспечению. Несколько лет назад такая работа уже была выполнена по заказу ФОМС, соответствующий программный комплекс разработан и проходит апробацию в Самарской, Саратовской и Челябинской областях. Закономерен вопрос: зачем тратить на это бюджетные деньги еще раз, может, стоит доработать имеющийся софт?
Однако, по словам директора департамента информатизации Минздравсоцразвития Олега Симакова, существующее решение предназначено для автоматизации на уровне лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), в то время как сегодня требуется система, работающая на уровне региона.
Основное ядро участников симпозиума составили представители региональных организаций. Они высказали свое пусть и спорное мнение о состоянии дел в информатизации российского здравоохранения, мнение людей, болеющих за свое дело.
По словам руководителя отдела программирования петрозаводской компании «К-МИС» Александра Гусева, в его компании не согласны с тем, что главными препятствиями для массового внедрения медицинских информационных систем являются недостаток финансирования, непонимание врачами целей информатизации или кадровые проблемы. Видимо, такие выводы сформировались, поскольку респондентами в исследованиях выступают те, кто так или иначе вовлечен в процесс информатизации. Реальным сдерживающим фактором, является отсутствие интереса к этим решениям, считает Гусев. С одной стороны, отечествеенному здравоохранению сегодня «не до жиру». С другой стороны, главным врачам как хозяйственникам есть что скрывать, и в решении этой проблемы должно сыграть свою роль государство, создав действенный стимул для использования ИТ в ЛПУ.
Генеральный директор и главврач московской сети клиник «Медси» Андрей Лобанов подверг критике чрезмерную централизацию финансов и управления в здравоохранении, а также систему бюджетирования ЛПУ, не позволяющую «перекинуть» на информатизацию деньги, сэкономленные, например, на рентгеновской пленке.
Больное место для участников российского рынка медицинских информационных систем — обоснование экономической эффективности. Не случайно настоящим гвоздем программы «Медсофт-эксперт» стало выступление Салима Чолояна, главного врача детской городской клинической больницы Оренбурга. По его словам, в результате автоматизации с помощью системы «Антибиотик+», написанной восемь лет назад студентами-программистами, получена экономия примерно 11 млн руб., это около 9% бюджета ЛПУ. В том числе 4 млн руб. в год обеспечило сокращение длительности пребывания пациентов в стационаре, 492 тыс. — снижение удельного веса необоснованных госпитализаций, еще почти 3 млн руб. экономии получено благодаря отслеживанию автомобилей неотложной медицинской помощи через систему ГЛОНАСС.
«Экономия говорит о моей бесхозяйственности до начала автоматизации, — самокритично заметил Чолоян. — Сейчас я, как руководитель, все вижу — и необоснованную лабораторную диагностику, и ошибочные назначения».
На первом месте в процессе автоматизации должно быть взаимодействие врача и пациента, считает он, а начинать надо с первичной документации, которую формируют участковые врачи в поликлиниках. Сегодня в систему заведено около 200 тыс. электронных карт. Все врачи, а их около 200, оснащены ПК, работающими в единой сети, для каждого узкого специалиста написана собственная подпрограмма. Владение компьютером стало одним из пунктов контракта с сотрудниками. Во время приема больного врач наговаривает, а медсестра вводит информацию, заполняя шаблоны в программе. Экономия рабочего времени, которое врач тратит на прием, составила 90%, при этом гораздо больше внимания он может уделить непосредственно пациенту. Внедрение программы сейчас идет в 10 больницах и 35 поликлиниках Оренбурга.
Подобные достижения, безусловно, вдохновляют и внушают оптимизм. И они же рождают вопрос: что нужно сделать, чтобы появился целый корпус таких главных врачей?
А воз и ныне...
Согласно концепции, реализуемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ, цель информатизации отрасли — повышение качества и достоверности медицинской информации, для чего единственным ее источником должны стать первичные данные, собранные в электронном виде.
В информатизации российского здравоохранения сегодня доминирует фискальный, а не функциональный подход: бухгалтерскими системами и информационными системами для расчетов со страховыми компаниями оснащены почти 90% ЛПУ, в то время как собственно медицинские системы внедряют менее 20% учреждений здравоохранения.
«Информатизация идет хаотично, и сложившаяся ситуация нас никоим образом не устраивает», — заявил на недавней конференции, проведенной компанией InterSystems, директор департамента информатизации Минздравсоцразвития Олег Симаков. По его словам, до конца текущего года будет объявлен ряд конкурсов, направленных, в том числе, и на решение такой фундаментальной проблемы, как стандартизация информационного обеспечения: на составление перечня словарей и тезаурусов, на формирование фонда алгоритмов и программ. На первую половину 2010 года запланировано создание стандартных выгрузок из наиболее распространенных в ЛПУ учетных систем — «1С» и «Парус», для учета расходов на конкретного пациента.
Кроме того, планируется объявить конкурс на разработку методических указаний для ЛПУ, выполнение которых снизит затраты на удовлетворение требований федерального закона «О персональных данных». Правда, непонятно, когда ЛПУ успеют выполнить данные методические указания, учитывая, что уже подходит к концу третий квартал.
Из реальных же дел на счету департамента информатизации пока только запуск внутриведомственной информационно-аналитической системы Минздравсоцразвития, точнее ее первой очереди, и создание федерального регистра «7 нозологий». Как сообщил Симаков, в ближайшее время планируется объявить и конкурс на реализацию системного проекта, который в прошлогодних планах носил название «Государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации». Из-за финансовых трудностей сроки его реализации сдвинулись, теперь предполагается, что в лучшем случае пилотный проект стартует в 2010 году в трех субъектах федерации, а тиражирование системы намечено на 2013 год. Пилотные регионы будут выбираться по конкурсу из числа тех, где наиболее развита ИТ-инфраструктура. Декларируемые сроки создания системы федерального масштаба в мало учитывают реальность.
Для сравнения, в Швеции, с ее населением 9 млн человек, этап планирования национальной системы управления электронными медицинскими картами занял десять лет. Об этом на конференции рассказал директор по стратегическим проектам в здравоохранении InterSystems Кристофер Рид. Стандартизация обмена данными потребовала внести изменения в законодательство (в проекте использован «молодой» стандарт обмена данными EN 13606). И только в 2009 году пилотные проекты были запущены в двух регионах из 21.
— Ирина Шеян, Computerworld Россия