Конкурентным преимуществом продукта, как объяснил Роже Верхей, вице-президент QlikTech по странам Бенилюкса, Восточной Европе, Израилю и Турции, является простота развертывания и использования и ориентированность на массовую аудиторию. По словам Верхея, установка QlikView занимает несколько недель, а то и дней, а обучение пользователей не требуется вовсе. Предназначена система как для руководства компании, так и для сотрудников различных подразделений — финансового отдела, кадровиков, отделов продаж и маркетинга, закупок, ИТ-отдела и пр.
Верхей рассказал, что работа системы QlikView строится на «ассоциативном мышлении», то есть на анализе информации не по четко установленной схеме, а поступательно — по аналогии с работой человеческого мозга. QlikView осуществляет всю обработку и хранение данных в оперативной памяти сервера и позволяет анализировать информацию без предварительного создания хранилищ и витрин данных и OLAP-кубов. QlikView непосредственно получает информацию из неструктурированных источников данных, систем ERP, CRM и других бизнес-приложений.
Наиболее продвинутая, девятая версия QlikView доступна через «облачный» сервис Amazon Elastic Compute Cloud, а также, как отмечают в QlikTech, совместима с мобильными устройствами iPhone, Blackberry и большинством смартфонов с операционной системой Symbian. В планах — адаптация к Google Android.
Аналитические агентства дают о QlikView немало положительных отзывов, но не забывают указывать и на недостатки. Так, Gartner хвалит систему за модель обработки данных в оперативной памяти, высокую производительность (благодаря хорошему функционированию с 64-разрядными многоядерными системами на базе процессоров Intel), низкую стоимость владения. Но аналитики отмечают, что в QlikView отсутствуют функции статистического и прогнозного моделирования, которые есть в SAS JMP, Advizor и Tibco Spotfire, а также нет слоя управления метаданными, описывающего внешние источники данных.
Компания Aberdeen Group называет QlikView лучшей системой бизнес-аналитики по способности удовлетворить потребности пользователей и готовности к выходу на рынок, но критикует за отсутствие модуля планирования и бюджетирования. Хотя именно для этих целей многие и используют систему.
Ян Вердисен, директор по профессиональным услугам QlikTech, не согласен с Gartner. По его словам, наличие слоя управления метаданными растянуло бы начало проектов внедрения на месяцы. «Мы не принуждаем использовать метаданные», — подчеркнул он. Тем не менее в Gartner считают, что такой подход препятствует использовать QlikView в масштабных проектах. Агентство указывает, что качественно рыночное положение QlikTech почти не изменилось в 2008 году, несмотря на рост бизнеса на 50%. Чтобы переломить ситуацию, QlikTech потребуется большее число крупных внедрений, — делают вывод аналитики.
Ту же цель ставит себе и QlikTech. Верхей сообщил, что у компании уже более тысячи крупных корпоративных клиентов и некоторые внедрения насчитывают 80 тыс. лицензий. В России, по словам Верхея, сейчас три-пять крупных заказчика, а к будущему лету поставлена цель повысить их число до сотни. Григорий Жуков, менеджер QlikTech по работе с партнерами в России, рассказал, что среди местных клиентов есть как филиалы транснациональных компаний, так и отечественные фирмы, работающие в сфере розничной и оптовой торговли, производства и финансовых услуг.
По словам Жукова, Россия является одним из приоритетных рынков для QlikTech. Компания будет расширять здесь партнерскую сеть и, возможно, откроет представительство. QlikTech не раскрывает локальных финансовых показателей, но Жуков заверил, что за полгода были достигнуты «неплохие результаты».