Организовав 40 лет тому назад компанию ESRI, Джек Дэнджермонд стал пионером бизнеса географических информационных систем (ГИС). В интервью корреспонденту Computerworld он рассказал, как повлиял рост популярности Web на демократизацию доступа к географической информации и как приложения-коллажи (mashup), объединившие в себе черты ГИС и традиционных информационных систем, изменили подходы компаний к процессам просмотра и анализа бизнес-данных.
Вы работаете в этой сфере на протяжении вот уже 40 лет. Что вы считаете своим основным достижением за прошедшие годы?
К нашим достижениям следует отнести картографические технологии и средства визуализации. Компания ESRI известна своей оригинальной информационной системой, вобравшей в себя географический материал. Не мы были авторами этой идеи, но именно наша компания довела ее до коммерческой реализации. Не будь нас, географические информационные системы, возможно, приобрели бы совсем иной вид, не тот, к которому мы сегодня привыкли.
Какие задачи географические информационные системы решают сегодня?
Географический подход — это не просто указание каких-то точек на карте или базовая визуализация, а интеграция множества слоев географической информации. Мощь подобной системы обеспечивается не только созданием карты, но еще и увязыванием воедино всех факторов, подлежащих рассмотрению. Эти системы помогают понять, что представляет собой рынок конкретного продукта или услуги. К примеру, сети ресторанов быстрого питания используют ГИС как при выборе места для строительства очередного заведения, так и при анализе рынка.
Речь идет об управлении данными сложной природы, о комплексной обработке данных, об организации многопользовательского доступа и интеграции с другими слоями программной инфраструктуры, в частности с СУБД и Web-сервисами. Мощные средства визуализации, вращение трехмерных объектов в интерактивном режиме, фотография, возможность управления сложными моделями, созданными на основе строгих научных методов. Интеграция различных систем мер: GPS, системы дистанционных измерений и пр. Это комплексная технология.
Какой вы ее себе представляете в будущем?
Характер использования информационных технологий вообще и географических информационных систем в частности постепенно меняется. Все начиналось когда-то с компьютерных картографических инструментов и рационального подхода к планированию окружающего пространства. А сегодня мы имеем дело с комплексной ИТ-системой, в которой интегрированы различные виды научной и географической информации, охватывающие все сферы человеческой деятельности. И я убежден, что это лишь самое начало развития ГИС.
Чем ГИС привлекает бизнес?
Первое из преимуществ — эффективность. Мы видим, что инвестиции многократно окупаются, например в логистике. К примеру, компания Sears вложила в построение системы 4 млн долл. и теперь ежегодно экономит 43 млн долл. за счет автоматизации и оптимизации процедуры доставки.
Второе: ГИС помогает повысить качество принимаемых решений. Используя географический подход, руководители могут учесть при принятии решений все факторы, а не какую-то их часть. Определенную роль здесь играет наличие информации о местонахождении и рассмотрение всех факторов с применением аналитических инструментов.
И наконец, третье — улучшение взаимодействия. На картах представлена информация, к которой совместно обращаются различные подразделения компаний, госорганы и граждане, представители бизнеса и их клиенты. Тем самым повышается уровень взаимодействия. Люди имеют возможность обсуждать, где и что находится, могут увидеть модели и взаимосвязи между ними, а это помогает лучше понять происходящее.
Когда в 1969 году вы основали ESRI, в чем заключалась ваша первоначальная цель?
Я думал: как хорошо, что в мире появится организация, благодаря которой географическая информация станет служить основой для принятия более качественных решений.
Это было время, когда перестройка окружающего пространства с помощью цифровых технологий только начиналась, а я со своей стороны стремился предложить рациональные методы, которые позволили бы разрешать споры и конфликты благодаря использованию хорошо представленной информации и аналитических средств.
Когда я перебрался в Калифорнию, у меня появилась возможность создать ESRI. Мы занялись планированием развития окружающей среды, применяя на практике компьютерные картографические механизмы и аналитические средства, разработанные в лаборатории Гарвардского университета. Все это совершенствовалось на протяжении почти десяти лет, и наконец мы увидели перед собой перспективу создания программного продукта, в котором найдут воплощение все усилия наших исследователей.
Как развивались географические информационные системы?
Поначалу системы ГИС базировались в основном на проприетарных технологиях, все разработчики придерживались собственных стандартов. Однако затем ситуация изменилась, и при создании ГИС стали использоваться отраслевые стандарты и технологии, основанные на этих стандартах. В результате системы ГИС получили признание ИТ-сообщества и приобрели статус платформы корпоративного уровня. К примеру, директор ИТ-департамента штата Калифорния недавно утвердил новую политику, в соответствии с которой ГИС считается одной из шести базовых ИТ-платформ для создания корпоративных систем.
Сегодня все мы ориентированы на Internet. Теперь знания, накапливавшиеся в течение многих лет нами и нашими пользователями, стали гораздо доступнее. С учетом этого сегодня и организована наша деятельность — мы объединяем все собранные знания о ГИС и формируем на их основе современную среду Web 2.0.
Адаптация ГИС к особенностям Web и интеграция их в мобильные устройства создает предпосылки для превращения механизмов ГИС в повсеместно распространенную фундаментальную платформу, находящую отражение во всех сферах человеческой деятельности.
Сегодня мы уже далеко ушли от того, что было четыре десятилетия назад, но продолжаем следовать естественной эволюции геоинформационных систем, которая привнесла в компьютерные технологии пространственное измерение.