Научно-технический совет при Министерстве связи и массовых коммуникаций подвел итоги первого этапа создания системы универсального обслуживания в области электросвязи — иначе говоря, таксофонов и пунктов коллективного доступа в Internet. О том, как жители страны отреагировали на повсеместную телефонизацию, 18 августа операторы отчитались заместителю министра Науму Мардеру.
С тех пор как в 2005 году началось внедрение системы универсального обслуживания, в более чем 142 тыс. населенных пунктов появилось 146,9 тыс. таксофонов, а количество пунктов коллективного доступа превысило 20,75 тыс. Оказанием универсальных услуг связи занимаются 25 операторов универсального обслуживания. По словам заместителя руководителя Федерального агентства связи Сергея Мальянова, первоначальный план по телефонизации выполнен, но в ходе работ было выявлено еще 685 населенных пунктов, нуждающихся в таксофонах. На обслуживание части из них уже объявлен конкурс.
Универсальными телефонными услугами считаются местные звонки. Кроме них, с таксофона можно осуществлять внутризоновые, междугородные и международные вызовы. В первом полугодии этого года общая продолжительность исходящих вызовов с таксофонов превысила 5 млн минут, из которых 3 млн — «универсальный» трафик. Входящие вызовы в статистике не учитываются, так как за них плата не берется. Этим, кстати, охотно пользуются граждане, и в ряде регионов входящий трафик уже превысил исходящий.
Не нужно платить и за вызовы экстренных служб. Именно на них пришлась львиная доля исходящего трафика — 2,38 млн минут. Операторы утверждают, что в «глубинке» люди по знакомству договариваются с телефонистками и осуществляют исходящие вызовы под видом экстренных звонков. В результате оказалось, что за полгода исходящий коммерческий универсальный трафик составил всего около 620 тыс. минут.
Отметив, что это означает менее одной платной минуты с таксофона в месяц, Мардер заявил, что необходимо пересмотреть модель предоставления универсальных услуг в зависимости от региона. Так, в богатом Подмосковье он предложил превратить таксофоны в устройства для вызова экстренных служб, а в глухих деревнях с несколькими жителями — не тратиться на установку и обслуживание дорогих аппаратов, а ставить обычный телефон в одном из домов. Правда, такой вариант не стыкуется с развиваемой системой универсальных платежных карт, с помощью которых можно звонить с любого таксофона страны, а в скором времени — и пользоваться услугами пунктов коллективного доступа.
Доказать, что таксофоны небесполезны с коммерческой точки зрения, попробовал генеральный директор «Универсальных платежных средств» Константин Осипов. Его компания, дочернее предприятие «Связь-Банка», несет ответственность за сбор и обработку данных по услугам операторов универсального обслуживания. По словам Осипова, только за июль универсальный телефонный трафик принес 5,7 млн руб.
С проблемами, возникающими при открытии пунктов коллективного доступа в Internet, ознакомил заместитель гендиректора «Почты России» Игорь Мандрыкин. «Почта России» ответственна за организацию ПКД в 67 субъектах РФ. Так, до сих пор не удалось открыть пункты в 62 населенных пунктах Дагестана, где нет почтовых отделений. Главным же препятствием, по его словам, стала нехватка каналов фиксированной связи, особенно на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и в Сибири. Например, в Республике Тыва на 106 ПКД местные операторы выделили всего два канала фиксированной связи, в Дагестане — 47 каналов на 634 пункта.
Проблему решили, установив малые земные спутниковые станции VSAT. Но в 2007 году «Почта России» потеряла статус оператора спутниковой связи, а вместе с ним — право регистрировать станции VSAT. Теперь организация планирует провести открытый конкурс для поиска нового оператора для этих станций.
Директор департамента среднесрочного планирования «Связьинвеста» Наталья Воробьева посвятила свое выступление анализу убытков операторов. Убытки, приносимые оказанием универсальных услуг, возмещаются из специально созданного резерва. В него ежеквартально поступает 1,2% доходов операторов сети связи общего пользования от услуг связи. Однако, по словам Воробьевой, предприятия «Связьинвеста» уже понесли на проекте около 417 млн руб. некомпенсируемых убытков и эта сумма продолжит расти. Кроме того, есть риск, что часть инвестиций не будет компенсирована из-за истечения срока действия договора с «Россвязью». Убытки от предоставления универсальных услуг амортизируются на срок шесть — девять лет, тогда как договор с «Россвязью» действует пять лет.
Воробьева предложила внести в список универсальных услуг телеграфную связь. В прошлом году «Связьинвест» понес от нее убытки в размере 2,154 млрд руб. В то же время Воробьева сообщила, что за последние пять лет объем телеграфного обмена сократился в два раза и продолжит снижаться.
Мардер попросил присутствующих подготовить более подробную статистику. В дальнейшем результаты работы будут представлены коллегии Минкомсвязи, а в конце года — правительству.