На этой платформе строится, в частности, сервис хранения AT&T Synaptic Storage as a Service, который даст возможность пользователям хранить и распространять данные в облаке, самостоятельно определяя критерии и политики доступа. Synaptic Storage автоматически меняет емкость хранения в зависимости от потребностей клиента, который оплачивает только фактически используемые ресурсы.
Майкл Файнберг, возглавляющий подразделение EMC Cloud Infrastructure Group, в недрах которого родилось решение Atmos, в ходе конференции EMC World 2009 рассказал о позициях корпорации на старте борьбы за рынок облачных услуг.
Как вы оцениваете место EMC на рынке облачных вычислений?
Сегодня ИТ-индустрия подошла к рубежу, когда и программы, и даже оборудование могут передаваться пользователю бесплатно или по символической цене. Клиентам нужны услуги, именно за сервис они и готовы платить. Но нужна идея, на чем зарабатывать в эпоху коммодитизации. Такой идеей для нас стали облачные вычисления. Облака — не просто красивый термин. Для реализации идеи облачных сервисов мы собрали воедино технологии приобретенных нами компаний VMware, Documentum и RSA Security, которые составили основу для решения Atmos, впервые «заигравшего» в руках AT&T. Эта компания запускает сервис хранения для корпоративных клиентов, которые смогут держать свои данные в облаке, не инвестируя средств в создание собственных ИТ-инфраструктур, а лишь закладывая в бюджет оперативные расходы, что значительно дешевле. Недавно мы развернули программу EMC Velocity Atmos Partner Program, в рамках которой независимые производители ПО получают доступ к интерфейсам Atmos для создания собственных приложений.
Другие компании, стремящиеся занять свое место в облачных вычислениях, например Hewlett-Packard, Oracle и Microsoft, возможно, и не такие крупные игроки на рынке систем хранения и виртуализации, но в ряде случаев они оказываются ближе к клиенту. Надо помнить, что облака не продаются: это образ мышления, способ построения федеративного центра обработки данных. Однако все клиенты мыслят по-разному, а потому выигрывает тот, кто разговаривает с ними на одном языке.
Как осуществляется перевод уже имеющихся программ и оборудования в облака? Готовы ли корпоративные ИТ к выходу в облака?
Централизованный подход доставки информации и приложений сегодня уже не работает — выход в федеративном подходе, а значит — в виртуализации и повсеместном распространении облачных технологий. Все, что можно виртуализовать, можно разместить в облаках, и большинство приложений, сетевых конфигураций и систем хранения вполне этому поддаются. Вновь создаваемые нами и нашими партнерами решения изначально наделены встроенными возможностями поддержки виртуализации. С помощью технологий, создаваемых такими компаниями, как VMware или Cisco, можно экранировать приложения и пользователей от конкретной платформы, и в один прекрасный момент этой платформой окажутся облака. Пользователь увидит разницу между виртуальным ЦОД и облаком в уровне автоматизации и сокращении издержек на персонал, когда ему уже не будут нужны специалисты по работе с каждым ИТ-ресурсом по отдельности.
Как вы оцениваете перспективы новых игроков на рынке облачных вычислений?
Главная задача — предоставить клиентам готовое решение, и неважно, откуда это решение придет. Это проблема поставщика решения, который непосредственно взаимодействует с клиентом, и если поставщик с помощью обычного ЦОД, виртуального ЦОД или облака может предложить более гибкое решение с меньшими издержками, то он окажется в выигрыше. А так как сегодня ни у кого нет монополии на ИТ-услуги, то всем игрокам ИТ-рынка надо потрудиться, чтобы не отстать. Все сегодня говорят об Oracle и Microsoft; c одной стороны, они наши крупнейшие партнеры в области СУБД и приложений, с другой — потенциальные конкуренты. Без сомнения, развитие операционных систем, СУБД, Java, платформ облачных вычислений хорошо для рынка. Не думаю, что все наши крупные клиенты сразу забросят собственные центры обработки данных, даже подписавшись на облачные услуги от Amazon, Google, IBM или Microsoft.Но это даст им гибкость при развертывании новых сервисов без первоначальных крупных инвестиций. В любом случае будут необходимы средства мониторинга и управления потоками информации между точками ее хранения и обработки. Очень остро будет стоять проблема изоляции приложений, исключения пересечений и управления нагрузкой. Не надо забывать и про лояльность клиентов. Среди семи пунктов рецепта выживания компании, озвученного главой нашей компании Джо Туччи на конференции, было и расширение бизнес-сотрудничества с клиентами — поставлена задача стать, как никогда раньше, ближе к пользователям.