В июне Москву посетил Кирилл Татаринов, вице-президент Microsoft по направлению бизнес-приложений Microsoft Dynamics. Обозреватель Computerworld Россия встретился с Татариновым, чтобы побеседовать о развитии и взаимном влиянии информационных технологий и организационного управления, а также о влиянии рецессии на соответствующее направление бизнеса Microsoft.
Каковы основные цели вашего визита?
Это ежегодный деловой визит, его основная цель — обсуждение с сотрудниками, партнерами и клиентами видения рынка и нашей стратегии. Никаких конкретных анонсов мы не делали, но акцентировали внимание на недавних событиях: выход ERP-системы Dynamics AX 2009, выпуск пакета Dynamics NAV Express, а также результаты тестирования Microsoft Dynamics CRM 4.0 на серверах на платформе Intel Xeon, которое показало высокую масштабируемость этой системы: она может быть развернута более чем для 50 тыс. одновременно работающих пользователей, при этом в день может выполняться до 2,9 млн транзакций с временем отклика менее секунды.
Обычно, если в продуктах Microsoft появляется слово Express, это свидетельствует о бесплатности: например, Visual Studio Express, Visual Basic Express. Здесь имеется в виду иное?
В данном случае название Express выбрано исключительно для российского рынка. Этот продукт разработан для России, и слово Express означает, что он может быть очень быстро установлен, в отличие от традиционных систем ERP. Ну и, поскольку сейчас экономически напряженное время, мы предоставляем 35-процентную скидку на этот продукт до конца сентября.
Возможность быстрой установки в большой степени зависит от готовности заказчика к внедрению. Есть какие-либо требования, соблюдение которых позволило бы рассчитывать на быстроту?
Продукт включает в себя методологию внедрения и в нем реализованы базовые процессы управления предприятием. Заказчику не нужны длительные обсуждения своих конкретных требований, это может быть сделано уже после того, как продукт внедрен на стандартной основе.
Как известно, развитие технологий информации и связи оказывает сильное влияние на бизнес-процессы. Предприятия становятся глобальными, мобильными, более динамичными. Как эти изменения бизнеса влияют на функционал средств информатизации управления?
Вы совершенно правы, по целому ряду направлений за последние несколько лет в развитии технологий были феноменальные скачки. Скажем, Unified Communications («универсальные», или «унифицированные, коммуникации». — Прим. ред.), которые позволяют людям посылать мгновенные сообщения, разговаривать через Internet, использовать видеоконференц-связь. Организации благодаря этому могут очень сильно снижать затраты на командировки и связь, что особенно важно во время экономического кризиса. Мы в московском филиале Microsoft активно используем эти технологии в работе, что позволило сократить расходы компании на 2,2 млн долл. Сейчас эти средства полностью интегрируются в системы ERP и CRM, это означает, что пользователям не нужно переключаться в другие приложения, чтобы общаться с сотрудниками и контрагентами.
Другой пример — сфера бизнес-аналитики. В последней версии Microsoft SQL Server реализован очень богатый функционал в области бизнес-аналитики, который полностью используется в Dynamics AX 2009. Пользователям Dynamics AX не требуется использовать дополнительные продукты, чтобы анализировать результаты и составлять отчеты.
Как изменения в бизнесе, о которых мы сейчас говорили, влияют на портрет пользователя информационной системы?
В первую очередь повышается производительность. Люди получают возможность решать более сложные задачи, повышать конкурентоспособность и снижать затраты.
Учитывая то, что до нынешней должности в корпорации вы руководили направлением средств управления ИТ, а прежде работали в BМС Software, вам, возможно, будет интересно прокомментировать следующее. Поскольку ИТ все глубже вплетаются в процессы управления, нет ли тенденции к пересечению высокоуровневых средств автоматизации управления, таких как ERP и CRM, с инструментами управления ИТ-сервисами, системами, поддерживающими базовую инфраструктуру?
Вопросы слияния управления предприятием и управления ИТ, а также построения общих процессов, которые позволят однородно управлять как инфраструктурой, так и организацией в целом, до сих пор не решены, но, с моей точки зрения, достаточно актуальны. Не решены они, по всей видимости, потому, что сегодня зачастую капиталовложения в ИТ по-прежнему рассматриваются как затраты, а не как инвестиции. Наша политика направлена на то, чтобы помочь организациям воспринять ИТ как инвестиции, характеризующиеся быстрой отдачей и прозрачностью своего вклада в повышение эффективности бизнеса. В этой связи совершенно реально представить, что наши продукты управления организацией семейства Dynamics со временем будут теснее работать со средствами управления инфраструктурой семейства Microsoft Systems Center, и такие задачи, как поддержка внутренних и внешних заказчиков, в конечном счете будут интегрированы.
Как влияет кризис на расстановку региональных акцентов и акцентов по рыночным сегментам в области продвижения бизнес-приложений Microsoft?
Рынок деловых приложений, естественно, не имеет иммунитета к текущей экономической нестабильности, и во всем мире мы наблюдаем снижение спроса по целому ряду продуктов. Однако следует отметить, что Microsoft Dynamics CRM продолжают активно покупать, рост продаж измеряется двузначными цифрами. Это вполне объяснимо, если учесть, что в период экономической нестабильности для организаций важнее всего четкое и планомерное обслуживание клиентов. Добавьте к этому тот аспект, что Dynamics CRM может быть очень быстро и легко развернута. У нас есть примеры, когда организации приобретали Dynamics CRM и запускали программный продукт в эксплуатацию в течение одного квартала.
Есть какие-то рынки или отрасли, где спрос снижается в меньшей степени?
Есть ряд отраслей, которые менее подвержены экономической нестабильности. Например, работа с госструктурами по всему миру у нас сейчас проходит достаточно успешно. Как ERP, так и CRM активно покупаются госструктурами, которые на сегодняшний момент получают дополнительные инвестиции от своих правительств.
По-вашему, насколько российские компании массового обслуживания готовы к культуре CRM?
После общения с местными партнерами и представителями заказчиков у меня сложилось мнение, что CRM — это формирующаяся категория на российском рынке. Усиливающаяся конкуренция, в частности среди ритейлеров, и активная позиция сильных западных игроков, которые пришли в Россию и принесли высокие стандарты обслуживания, приводят к тому, что все больше внимания уделяется грамотному выстраиванию взаимоотношений с клиентами. Однако пока только самые инновационные компании используют для этого современные информационные технологии, например CRM. Но с каждым годом все больше компаний осознают преимущества таких систем. Думаю, в ближайшие полтора года мы увидим очень резкий скачок на российском рынке CRM, поскольку конкуренция будет только возрастать.
Может ли cлучиться, что клиентские компоненты бизнес-приложений Microsoft станут поддерживать альтернативные операционные системы?
Нет, этого случиться никак не может. Мы предоставляем нашим клиентам деловые приложения, которые полностью, очень логично вписываются во всю линейку продуктов Microsoft. И именно эта глубокая интеграция в программную инфраструктуру позволяет нам достичь легкости управления, гибкости в ролевом интерфейсе и аналитике.