Степень зависимости основных бизнес-процессов — производства и отгрузки продукции — от информационных систем крайне высока, особенно с учетом того, что предприятие выпускает скоропортящуюся продукцию, отпускная стоимость которой зависит от сроков реализации.
«Час простоя склада может принести несколько миллионов рублей прямого убытка», — заявил руководитель службы инфраструктуры и сервиса «Вимм-Билль-Данна» Сергей Семенов.
Для обеспечения надлежащего функционирования столь сложной инфраструктуры нужна надежная система мониторинга и управления. Раньше мониторинг и управление инфраструктурой в «Вимм-Билль-Данне» требовали большого количества ручных операций, самостоятельно написанных сценариев, различных программных агентов. На инвентаризацию парка персональных компьютеров и установленных программ уходило несколько недель, а актуальность полученной информации не превышала 90%, так как часть ее успевала устареть за время сбора.
По словам Семенова, одной из причин, по которой в «Вимм-Билль-Данне» было решено создать централизованную систему мониторинга и управления, стала характерная для централизованных решений экономия: «При наличии централизованной системы не требуется большого количества высококвалифицированного персонала, процессы унифицируются и стоимость владения существенно уменьшается».
В русле общей политики
Стандартизация в области мониторинга и управления согласуется с общей ИТ-стратегией «Вимм-Билль-Данна», который внедряет также единую корпоративную информационную систему на базе Oracle e-Business Suite (см. «В мировой класс. По шагам». Computerworld Россия, № 6, 2008).
Помимо Microsoft, средства мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой предлагают, в частности, IBM, Hewlett-Packard и CA. В «Вимм-Билль-Данне», однако, предпочли Microsoft, и не в последнюю очередь потому, что большая часть программной инфраструктуры уже была построена на программных продуктах этой компании. Также выбору способствовало и то, что «Вимм-Билль-Данн» использует программу лицензирования Enterprise Agreement, которая подразумевает использование продуктов Microsoft в масштабах всей организации на особых условиях.
Исходя из решаемых задач были выбраны два продукта: Microsoft System Center Configuration Manager 2007 для инвентаризации и управления рабочими станциями и Microsoft System Center Operations Manager 2007 для мониторинга серверов, активного сетевого оборудования и других базовых инфраструктурных компонентов.
Кроме экономической эффективности, Семенов привел в числе доводов в пользу Microsoft System Center достаточность функционала, хорошую масштабируемость, простоту развертывания, а также отсутствие высоких требований к квалификации персонала. «По большому счету даже обучения особого не требуется», — заявил он. Функционал же Operations Manager, по его словам, настолько широк, что основная часть настройки сводится к тому, чтобы просто выбрать необходимый минимум функций.
Пилотное внедрение было решено сделать в московских подразделениях «Вимм-Билль-Данна», так как в них сконцентрировано большинство информационных систем, и специалистам партнера по внедрению — Microsoft Consulting Services — не пришлось ехать в командировку. Для оценки работы системы с удаленными объектами в пилотном внедрении были задействованы компоненты инфраструктуры одного из региональных предприятий.
По словам Семенова, на развертывание Operations Manager потребовалась всего неделя, Configuration Manager — еще около трех недель. Дальнейшее развертывание осуществлялось уже своими силами. Никаких сложностей при внедрении Operations Manager, отметил Семенов, не возникало, а вот Configuration Manager — более тонкий продукт, который в больших территориально распределенных сетях при неправильной настройке может парализовать работу всей инфраструктуры. Технические проблемы при развертывании Configuration Manager в основном были связаны с объемами трафика при установке клиентской части и пробной инсталляции программ.
К настоящему моменту Operations Manager в компании развернут полностью, а пакетом Configuration Manager инфраструктура охвачена более чем на две трети. И хотя точная оценка экономического эффекта от реализации проекта не проводилась, поскольку еще не успели набрать статистику по предотвращенным рискам, в «Вимм-Билль-Данне» уверены, что решение уже многократно оправдало себя.
«У нас появилась возможность нормально управлять всеми рабочими станциями из единой точки, оперативно собирать точную конфигурационную информацию», — рассказывает Семенов о результатах внедрения. Скорость инвентаризации парка компьютеров и программного обеспечения увеличилась в несколько раз, стало возможным более эффективно использовать трудовые ресурсы ИТ-службы.
«Мы удалили большое количество программ, установленных вопреки правилам, — продолжает Семенов. — Если на каком-то предприятии холдинга нет ИТ-специалистов, то без такой системы нам очень трудно узнать о наличии там нелицензионного ПО».
Руководитель службы инфраструктуры и сервиса привел также несколько примеров заблаговременного выявления проблем с серверами и системами хранения данных: в нескольких случаях из-за того, что заканчивалось место на диске, мог произойти останов информационной системы на одном из комбинатов, в другом случае выход из строя одного из серверных процессоров повлек деградацию производительности, которую без специализированного программного инструментария было бы трудно диагностировать. Была также предотвращена попытка несанкционированного проникновения в информационную систему.
«У нас появились руки, глаза и уши в нашей громадной распределенной инфраструктуре, — заключил Семенов. — Мне кажется, этого более чем достаточно».