«Первой скрипкой» на мероприятии выступил Валерий Гергиев, художественный руководитель-директор Мариинки. Ему удалось продемонстрировать понимание того, какие технологические решения необходимы современному театру.
Гергиев напомнил, что ровно десять лет назад Мариинский театр первым из ведущих театров мира провел прямую Internet-трансляцию своего представления, оперы «Пиковая дама». Однако тогда аудитория Глобальной сети была ограничена, и запускать такие трансляции на постоянной основе не было смысла. «За десять лет ситуация кардинально изменилась. Будущее уже не связано с компакт-дисками», — уверен маэстро.
Получилось так, что в театре завершилась и завершается реализация сразу нескольких проектов: по созданию собственного сайта медиавещания, автоматизированной системы управления спектаклями (АСУС), студии звукозаписи концертного зала, передвижной телевизионной станции в формате HD. Кроме того, подготовлена демонстрация спектаклей и концертов в кинотеатрах России. Объединяет все эти проекты идея использования современных технологий для расширения зрительской аудитории и установления лучшего контакта с ней.
«Мы ведь даже не знаем, кто приходит на наши концерты», — признает Гергиев. О внедрении CRM речи пока нет. Однако уже внедренные решения позволяют лучше видеть аудиторию. Определять некоторые данные зрителей можно через систему продажи билетов, созданную еще в 1997 году, но ее возможности ограничены.
Часть проектов связана технологически. Например, на сайте медиавещания можно послушать отрывки концертов, которые записаны в студии, или посмотреть спектакли, трансляцию которых обеспечивает передвижная телевизионная станция. С портала можно попасть в систему заказов билетов, созданную театром. Впрочем, каждая система может работать и автономно.
«Жизель» по запросу
Медиасайт создан на базе технологии Microsoft Silverlight, которая позволяет вещание в Сети на многомиллионную аудиторию. Фактически портал театра превратился в многоканальный телевизор для Internet, по которому благодаря функции video on demand можно посмотреть прямые трансляции спектаклей или их запись. Кроме аудио- и видеозаписей, на нем размещены анонсы, партитуры, изображение костюмов и декораций, а также различная информация о театре на русском и английском языках. Проект реализован при непосредственном участии Microsoft.
Для организации трансляции будет использоваться передвижной комплекс телевидения высокой четкости, спроектированный компанией Sony специально для Мариинского театра. Его можно оперативно развернуть не только на основной сцене и в концертном зале, но также на других площадках во время гастролей.
Спектакли можно будет посмотреть не только через Web-сайт, но и в кинотеатрах более чем 50 городов России. По словам Гергиева, техническая возможность для подобных показов уже существует. Осталось решить организационные вопросы, и в октябре, с начала нового театрального сезона, опера и балет будут идти в кинотеатрах в российской глубинке.
Театр начинается с ERP
АСУС напрямую к проектам, предполагающим организацию трансляций и записи, не относится. Она разрабатывалась при поддержке Международного банка реконструкции и развития. Этот банк выступил организатором конкурса среди разработчиков, победителем которого стала компания Digital Design.
«О существовании тиражируемых решений, учитывающих нашу специфику, нам ничего не известно. По нашей информации, все ведущие театры мира также шли по пути разработки собственных решений. Мы рассматривали некоторые ERP-системы в качестве платформы, но оказалось, что создавать АСУС с нуля намного дешевле», — рассказал Евгений Барбашин, заместитель начальника отдела ИТ театра.
Разработанная система позволяет сделать простым планирование репетиционного процесса, текущего и долгосрочного репертуара театра с учетом того, что при подготовке каждого спектакля требуются различные ресурсы (декорации, костюмы, артисты) и задействовано несколько подразделений. Запуск системы запланирован на начало театрального сезона. Сейчас идет ее тестирование и наполнение единой базы данных.