Российская лаборатория систем и технологий IBM провела «День разумной планеты», посвященный новым технологиям и проектам корпорации. Одна из задач, которые ставит перед собой IBM, — повышение продуктивности в различных сферах экономики. По данным исследования McKinsey, проведенного в апреле 2009 года, средняя продуктивность в сфере банковской торговли, строительной индустрии и других секторах российской экономики составляет около 26% аналогичного показателя в США. Информационные технологии, по словам ведущего эксперта по инновациям IBM в России и СНГ Анджея Аршавского, могут помочь повысить продуктивность за счет оптимизации инфраструктуры, что позволит организациям снизить затраты и увеличить конкурентоспособность. К примеру, внедрение на базе суперкомпьютера Blue Gene системы InfoSphere Streams для обработки данных на этапе передачи, осуществленное в одном из крупнейших американских банков, TD Bank, позволило создать, по уверению Аршавского, самую быструю систему для торговли опционами, а в Медицинском центре Киото система отслеживания препаратов на основе технологии радиочастотной идентификации позволила контролировать весь фармацевтический цикл. RFID-метки использовались и при построении системы транспортной логистики на производстве самолетов для Boeing.
«Лучший способ повышения продуктивности в любой сфере отечественной экономики — использование разумных решений и успешного опыта других стран», — уверен Аршавский.
Спрос на пробки
IBM представила свои разработки в области интеллектуального управления транспортным потоком, призванные решить проблему автомобильных пробок, актуальную и для Москвы. Система управления транспортными потоками уже внедряется в ряде городов мира. Так, в Сингапуре была внедрена технология Traffic Prediction Tool, которая прогнозирует показатели напряженности транспортных потоков с фиксированными интервалами, что позволяет диспетчерам дорожного движения оперативно реагировать на ситуацию, направляя транспортные потоки таким образом, чтобы предупредить возникновение пробок. Для сбора данных используются системы видеонаблюдения и сканирования текущего трафика, а для управления транспортными потоками — единая система управления светофорами и взимание платы за проезд на наиболее загруженных магистралях.
«Регулирование спроса» на городской трафик, по мнению Гуннара Йохансена, ведущего эксперта IBM по транспортным решениям, является наиболее действенной мерой по предотвращению автомобильных заторов в мегаполисах, которая к тому же не требует таких значительных инвестиций, как совершенствование уже существующей транспортной инфраструктуры. Внедрение системы взимания платы за проезд в Стокгольме, по словам Йохансена, позволило снизить интенсивность трафика на 20-22% и увеличить скорость движения общественного транспорта. Следствием уменьшения автомобильного потока стало заметное снижение уровня загрязненности воздуха. Система основывается на видеонаблюдении: камеры, установленные таким образом, что охватывают всю магистраль, фиксируют номер автомобиля. Для идентификации могут использоваться RFID-метки или GPS-оборудование, установленные непосредственно на автомобиле. Внедрение системы, аналогичной стокгольмской, IBM намерена предложить и московскому правительству.
«Своя игра» суперкомпьютера
IBM представила также ряд проектов в области использования суперкомпьютеров. Один из них, Watson, предназначен для обработки запросов на естественном языке. Свои возможности Watson предстоит продемонстрировать на интеллектуальном шоу Jeopardy (см. «Своя игра» с компьютером», Computerworld Россия, № 15, 2009). По словам инженера российской лаборатории IBM Ирины Федуловой, в будущем Watson может применяться в таких сферах, как аудит компаний и оценка рисков, для медицинской диагностики и в системах типа «умный дом».
Еще один проект, связанный с суперкомпьютерами, IBM осуществляет в сотрудничестве с МГУ, который в прошлом году приобрел суперкомпьютер Blue Gene/P. Тема проекта — математическое моделирование молекулярного переключателя, который со временем может стать альтернативной нынешним транзисторам.