Если в 2008 году выручка одного из лидеров отрасли программного обеспечения — компании «1С», несмотря на сложности четвертого квартала, увеличилась на 8%, то в начале 2009-го она заметно упала: на 39% в долларовом исчислении и на 14% — в рублевом. В ходе выставки «Связь-Экспокомм 2009» директор компании Борис Нуралиев обнародовал результаты первых месяцев 2009 года и некоторые прогнозы на будущее.
Одной из ключевых сложностей для «1С» как поставщика, по словам Нуралиева, стала проблема с каналом сбыта. Падение продаж игровых и мультимедийных продуктов произошло, как считают в «1С», не только и не столько из-за понижения спроса конечных потребителей, сколько из-за проблем с оплатой у крупных ритейлеров, привыкших работать по кредитной системе. В итоге доход от продажи игровых и мультимедийных продуктов, выпущенных «1С», в январе — апреле снизился на 52% в долларах и 32% в рублевом исчислении по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
По словам Нуралиева, основные сложности собственной розничной сети — «1С: Интерес» (она насчитывает 38 торговых точек, из которых 15 работают в Москве) обусловлены переносом сроков открытия торговых центров и слабой наполненностью арендаторами уже открытых торговых центров. «1С» удалось сохранить положительную динамику роста выручки в рублевом исчислении, за первые четыре месяца продажи в магазинах сети выросли на 18%, однако в долларовом эквиваленте снижение составило около 16%.
Выручка «1С» от дистрибуции программного обеспечения отечественных производителей в январе — апреле выросла на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года, однако продажи в долларах упали на 16%. Самая тревожная динамика продаж — в корпоративном секторе, что связано с сокращением ИТ-бюджетов и замораживанием многих проектов. К тому же наблюдается тенденция к сокращению количества лицензий при продлении ранее купленных пакетов программного обеспечения; очевидно, пик легализации остался в прошлом. Выручка от дистрибуции ПО зарубежных производителей упала еще сильнее: продажи в январе — апреле снизились на 31% в рублевом исчислении и на 51% — в долларовом. Однако, как предполагает Нуралиев, продажи ПО могут вырасти после выхода на рынок новой операционной системы Windows 7.
Менее всего от кризиса пострадала дистрибуция средств безопасности: антивирусов, антиспамового ПО, систем защиты информации. Выручка «1С» по этому направлению в рублях в первые месяцы нынешнего года выросла на 23%, но снизилась в долларовом исчислении на 14%. Спрос на данные продукты стабилен, ведь из-за совершенствования угроз клиенты вынуждены ежегодно обновлять как сами продукты, так и антивирусные базы. Тем не менее в этом сегменте также наблюдается сокращение количества лицензий при продлении пакетов ПО.
Что касается флагманского продукта компании — системы «1С: Предприятие», то в целом выручка от продажи лицензий в 2009 году снизилась на 3% в рублевом исчислении и на 31% — в долларовом. Однако, как отметил Нуралиев, снижение происходило главным образом за счет предыдущей версии продукта — 7.7. Что касается продаж системы «1С: Предприятие 8», то здесь снижение в долларовом исчислении составило всего 8%, в основном из-за роста курса, а рублевая выручка, напротив, увеличилась на 30%.
В отношении прогнозов на будущее Нуралиев осторожен. По его мнению, динамику рынка ПО в 2009 году предсказать невозможно. Впрочем, тем не менее в «1С» надеются на конец года как минимум сохранить прежний уровень доходов.