«Несмотря на кризис, государственное финансирование спутниковой системы ГЛОНАСС будет осуществляться в полном объеме», — заявил недавно вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, правительство уделяет повышенное внимание вопросам использования спутниковых навигационных технологий, видит в них одно из средств повышения транспортной эффективности, решения задач ресурсосбережения и улучшения экологии.
Генеральный директор РНИИ КП Юрий Урчилич подчеркнул, что будущее отечественного рынка спутниковой навигации зависит преимущественно от реализации комплексных системных решений в интересах государственных и деловых структур. В 51 регионе страны сейчас реализуются пилотные проекты с использованием навигационных технологий разного назначения. По мере выполнения эти масштабные проекты начнут стимулировать рост потребительского сегмента навигационного рынка. Пока же данный сектор не насыщен оборудованием и услугами.
Большинство отечественных поставщиков фокусируются на разработке специализированной навигационной аппаратуры для нужд силовых ведомств, транспортных компаний, предприятий геологоразведки, институтов картографии и геодезии, строительных фирм и пр. Уже имеются 33 образца навигационной аппаратуры и систем на ее основе для специальных потребителей. А для так называемых «гражданских» пользователей создано 26 образцов техники.
Между тем наиболее емкую часть российского рынка — сектор персональной и автомобильной навигации — контролируют зарубежные производители, ориентированные на использование американской системы GPS. Отечественные предприятия смогут отвоевать у них существенную долю доходов, лишь выпустив комбинированные приемники, способные обрабатывать сигналы GPS и ГЛОНАСС одновременно. Организация массового производства конкурентоспособного пользовательского оборудования — лишь вопрос времени, убеждены участники форума, так как комбинированные приемники дадут России великолепные перспективы выхода на зарубежные рынки.
Действительно, многие страны хотели бы избежать зависимости от одной системы глобальной навигации — GPS. По этой причине возможности экспорта наших интегрированных продуктов превышают емкость отечественного рынка. Вслед за поставками аппаратуры наши предприятия смогли бы предложить зарубежным партнерам типовые навигационные проекты на базе комплексных решений в этой области. Таким образом, запущенный государством стимулирующий механизм может в ближайшей перспективе обеспечить нашей стране передовые позиции на международном рынке спутниковой навигации. Благо европейская и китайская конкурирующие платформы Galileo и Compass все еще буксуют на старте.