Речь идет не о сиделках-гуманоидах типа Honda Asimo, а об автоматизации ряда задач, ошибки при выполнении которых могут иметь непоправимые последствия.
«Роботы оказывают нам огромную помощь, — отметил Чан Фу, технический директор клиники Bumrungrad International Hospital, находящейся в Бангкоке. — Делая ставку на технологии, мы внимательно изучаем источники возникновения различных ошибок и готовы утверждать, что большая их часть обусловлена человеческим фактором».
Эта проблема характерна для системы здравоохранения. Отчет о проведенных десять лет назад Институтом медицины США исследованиях, выпущенный под заголовком «Виной ошибкам — человек», показал, что из-за врачебных ошибок и неквалифицированной медицинской помощи в Соединенных Штатах ежегодно умирают 98 тыс. человек.
Еще печальнее то, что ситуация в данной области, согласно публикации, появившейся четыре года назад в журнале Journal of the American Medical Association, улучшается «разочаровывающе медленными темпами».
Персонал клиники Bumrungrad имел возможность на собственном опыте убедиться в том, какую помощь роботы способны оказать медицинским учреждениям. Сотрудники Bumrungrad с таким восторгом отзываются о роботах компании Swisslog Holdings, что их легко можно принять за сотрудников отдела продаж Swisslog.
В клинике используется целый ряд систем Swisslog и в том числе три робота. В отличие от моделей C3PO и R2D2, внешним обликом они не напоминают человека, а представляют собой угловатые машины с конвейерными лентами, стеллажами для хранения и манипуляторами, которые ловко шныряют между медикаментами и лабораторными анализами.
По словам Фу, роботы PillPicker и BoxPicker помогли клинике существенно поднять уровень безопасности обслуживания.
Модель PillPicker раскладывает таблетки и лекарства в индивидуальные пластиковые пакеты, снабжает их штрихкодами, позволяющими узнать, что находится внутри, и заносит в места хранения. При поступлении нового рецепта робот BoxPicker отбирает своим манипулятором нужные медикаменты, складывает их в пакет и приклеивает штрихкод, указывающий, для какого пациента все это предназначено.
В клинике развернута также система пневматической почты Swisslog, аналогичная тем, что обеспечивают автоматизированное перемещение документов в некоторых офисных зданиях или устанавливаются в мобильных банкоматах. Пневмосистема доставляет упаковки с лекарствами на этаж, где находятся пациенты.
Важную роль в системе играют штрихкоды. В них содержится исчерпывающая информация о том, какие лекарства находятся в упаковке, для кого они предназначены, в какое время и в каких дозах их следует принимать. Перед выдачей лекарства медсестра еще раз считывает штрихкод у кровати пациента, с тем чтобы убедиться, что все сделано правильно.
Новая система — это огромный шаг вперед по сравнению с традиционными методами расфасовки лекарств в бумажные стаканчики и передачи их пациентам, оставляющими персоналу широкий простор для ошибок.
Из других поставщиков аптечных роботов можно назвать компании ScriptPro, Taylist, Omnicell и Pearson Medical Technologies. Главная трудность, которую предстоит преодолеть клиникам на пути развертывания подобных систем, связана с финансированием, ведь каждый такой робот стоит более миллиона долларов.
Частная клиника Bumrungrad обслуживает главным образом туристов, поэтому по своим финансовым возможностям она заметно превосходит медицинские учреждения в регионах. Вместе с тем благодаря наличию дешевой рабочей силы стоимость услуг тайских клиник ниже, чем во многих других странах.
Конечно, с чисто финансовой точки зрения внедрение роботизированных систем в Bumrungrad не имеет особого смысла. «Пройдут десятилетия, прежде чем они смогут окупить потраченные на них средства», — пояснил Фу.
Дешевизна рабочей силы в Таиланде означает, что для проверки правильности перемещения лекарств на каждом из этапов клиника легко может нанять дополнительный персонал. Собственно, так и поступало руководство Bumrungrad до закупки роботов. Но в конце концов оно пришло к выводу, что спасенные человеческие жизни стоят потраченных денег.