Отношение к SOA прошло все обязательные стадии — от первых непомерных восторгов до удручающего скепсиса, и теперь перешло в ту фазу, которую, следуя терминологии Gartner, называют «плато адаптации».
Впрочем, за это время не только менялось отношение к SOA, но, что немаловажно, под воздействием SOA изменилось видение задач, которые решаются средствами информационных систем предприятий. Теперь под SOA понимают не просто набор технологий, объединенных стеком SOAP, UDDI, WSDL и других протоколов, а методологию того, как, опираясь на слабо связанные приложения, можно оптимизировать систему управления предприятием, разумнее связать информационные технологии с бизнесом.
Директор по техническому консалтингу Oracle СНГ Глеб Ладыженский показал, что укрепление статуса SOA стало возможным потому, что за минувшие годы сложились соответствующие воззрения на сервис-ориентированную архитектуру. Для тех, кто делает выбор в пользу SOA, критически важным становится определение стратегии внедрения, причем эта стратегия должна быть построена на содержательном, а не на формальном понимании бизнес-процессов.
Рассуждая об особенностях внедрения SOA в России, Ладыженский отметил, что предоставляемые SOA стратегические преимущества очевидны многим, но столь же очевидно, что нельзя добиться стратегических преимуществ без стратегических инвестиций.
«Понятно, что для построения систем с использованием архитектуры этого типа требуется поддержка на уровне высшего руководства компании, — подчеркнул он. — Другая проблема состоит в том, что переход на сервисные методы можно рассматривать как обобществление в некотором смысле этого слова, некий корпоративный ‘социализм’. До внедрения SOA каждое подразделение — финансы, кадры, производство и так далее — могло работать автономно, обмениваться бумажными документами, а теперь, оказывается, необходимо, чтобы их функции были представлены в виде общественно полезных сервисов. Система начинает работать не в рамках отдельного подразделения, а в границах всей компании. А это вызывает сопротивление руководителей на местах. Часто руководители подразделений рассуждают так. Покуда я владею данными, я значимая фигура, а превращаясь в поставщика услуг, я становлюсь лишь исполнителем, если данные существуют помимо меня, мое значение понижается».
«Зачастую люди, состоящие при информационных системах на предприятиях, попросту боятся изменений, опасаются, что не смогут переучиться и окажутся ненужными, — добавил Ладыженский. — Очевиден социальный аспект внутреннего сопротивления. Надо признать, что к работе в коллективе, к реальному сотрудничеству, к работе на общий результат многие наши пользователи не приучены».