Форум был разделен на четыре тематических блока, посвященные ИТ-приоритетам организаций в период кризиса, путям снижения издержек, антикризисному управлению персоналом и поставщиками, а также технологиям, наиболее важным в условиях нестабильности.
«Главное — не допустить паники в коллективе, заставляющей совершать необдуманные поступки», — уверен Кирилл Соловейчик, генеральный директор Ленполиграфмаша. По его мнению, кризис ничего принципиально не поменял в отношениях бизнеса и ИТ. Руководство по-прежнему хочет повышения эффективности деятельности предприятия и ищет новые возможности улучшить финансовые показатели. От ИТ требуется более оперативное и детальное предоставление информации и использование быстро внедряемых и проверенных решений. В кризисе при желании можно увидеть и положительные моменты — как минимум он способствовал психологическому оздоровлению рынка труда и сделал финансовые ожидания ИТ-специалистов более адекватными.
Когда стратегия компании меняется и вместо задачи обеспечить рост появляется другая — удержаться на плаву, то изменения в деятельности ИТ-руководителя неизбежны, подчеркнул ИТ-директор «PricewaterhouseCoopers Россия» Дмитрий Иншаков. Чтобы выделить приоритетные сферы деятельности, он должен наладить активный диалог с бизнес-руководством. Разумеется, наиболее эффективный вариант совместной работы — это помощь со стороны ИТ в сокращении общекорпоративных издержек, а не просто минимизация ИТ-бюджета, и так составляющего не слишком большую долю в затратах компании.
«Стратегия подразумевает долгосрочный план действий и имеет смысл лишь в условиях стабильности», — считает Алексей Затопляев, директор по ИТ компании «Бауцентр Рус». В настоящее же время действия компаний в основном носят тактический характер. Для многих стратегия выражается фразой «выжить любой ценой». Самым неприятным последствием при этом является хаос, вызванный непродуманными решениями и несогласованностью изменений. В идеале функция ИТ-департамента должна заключаться в том, чтобы направить изменения в упорядоченное русло.
Какие доводы может использовать ИТ-директор, если нависла угроза существенного урезания ИТ-бюджета? В первую очередь надо говорить о сбоях в ключевых бизнес-процессах. Кроме того, не следует забывать и о человеческом факторе: нестабильность внутри компании может повлечь утрату наиболее квалифицированного персонала и снизить лояльность остальных сотрудников, а это грозит утечкой информации.
Заморозить нельзя продолжить
«Одно дело — красивая теория сокращения ИТ-бюджетов, и совершенно другое — конкретные практические действия и результаты», — заявил ИТ-директор компании «Адамас» Сергей Адмиральский. С приходом кризиса операционная часть бюджета компании на информационные технологии была снижена на 45%. Пересмотру подверглись практически все статьи, но основной «вклад» в такое снижение внесло сокращение ИТ-персонала, которое стало возможным потому, что снизились потребности в его услугах. Затраты на оплату труда составляли более половины ИТ-бюджета, и сокращение персонала сразу уменьшило бюджет на 14%. Следующие по значимости результаты дали снижение затрат на услуги связи и централизация закупочной деятельности. Наконец, был секвестирован бюджет стратегической программы приоритетных проектов. Было принято нелегкое решение продолжить финансировать только проект создания аналитической системы, напрямую работающей на решение главной задачи управления бизнесом — обеспечить достоверную и актуальную информацию для принятия решений. Остальные четыре проекта были заморожены как не обещающие быстрой финансовой отдачи.
«Разумеется, в теперешней ситуации речь может идти о реализации только тех проектов, которые дают быстрый и прямой экономический эффект», — подчеркивает Соловейчик. Если можно остановить проект без серьезного ущерба для антикризисной стратегии компании, то, наверное, сейчас имеет смысл это сделать. Однако недопустимо останавливать проекты, находящиеся в завершающей стадии, а также проекты, реализация которых поможет компании преодолеть сложные времена с наименьшими потерями.
По мнению Иншакова, к числу актуальных в настоящее время технологий относятся виртуализация и видеоконференц-связь. В ходе антикризисных мер жестко режутся командировочные расходы, однако потребность сотрудников в общении всегда останется. Видеоконференц-связь может занять в этом процессе важное место.
Начальник управления ИТ компании «Сибур-Русские шины» Марина Аншина отметила рост признания средств аналитики со стороны топ-менеджмента. Пропорционально растут и запросы по предоставлению информации. В кризис основными запросами бизнес-заказчиков становятся автоматизация бизнес-процессов с целью сокращения персонала (до сих пор такая возможность остается для топ-менеджмента непреодолимой иллюзией), построение информационной панели руководителя, оперативное планирование и анализ различных сценариев развития ситуации.
«Прогнуть» поставщика
Пересмотр соглашений с поставщиками услуг — важный пункт программы экономии ИТ-бюджета. Как же добиться от поставщика уступок?
«У поставщиков ИТ в условиях кризиса появляются те же проблемы, что и у большинства заказчиков», — считает Константин Садовский, ИТ-директор группы компаний «Ореско». Именно поэтому актуализация пожеланий и требований зачастую носит обоюдный характер. Тем не менее уступать до бесконечности и работать себе в убыток ни один поставщик не будет. Для достижения положительного результата переговоров надо четко понимать мотивацию контактного лица. Скидки, объемы услуг, условия оплаты и детали соглашения о качестве обслуживания должны обсуждаться только в комплексе. Тогда компромисс вполне возможен.
Что касается альтернативных технологий как средства экономии, то надо сказать, что свободное программное обеспечение далеко не всегда оказывается полноценной заменой коммерческим решениям. Зачастую на нынешнем этапе развития оно может использоваться скорее как средство давления при переговорах с поставщиками. Между тем программы категории Open Source в терминах совокупной стоимости владения вовсе не обязательно являются более дешевыми. За счет более дорогого обслуживания и обучения пользователей картина может радикально поменяться. Еще один распространенный вариант — собственные разработки — означает отсутствие гибкости корпоративных систем, хотя они могут быть дешевле и наиболее полно соответствовать требованиям бизнеса.
Вполне естественной в условиях сокращающихся бюджетов могла бы стать ориентация на недорогие отечественные разработки. Однако на такой шаг готовы далеко не все. «Если у поставщика отсутствует должная культура поддержки продуктов, мы не будем рекомендовать их решения нашим клиентам», — заявил Григорий Кацман, руководитель направления услуг в области информационной безопасности «PricewaterhouseCoopers Россия». Именно такой культуры не хватает многим отечественным производителям. Без нее риски, связанные с внедрением информационных систем, существенно возрастают. И тогда дешевизна решений перестает играть решающую роль.