Биз Стоун, один из основателей Twitter, популярной системы микроблогов, с помощью которой пользователи могут отправлять короткие текстовые заметки, используя Web-интерфейс, SMS, сервисы мгновенных сообщений или специальные программы-клиенты, ответил на вопросы корреспондента еженедельника Computerworld.
Когда вы только задумались о создании Twitter, какой бы вы хотели видеть эту систему? И чем она в реальности отличается от той, что вы себе представляли?
Twitter становится значительно больше, причем быстрее, чем мы думали. То, что получилось, достаточно близко к тому, что мы представляли. Мы хотели иметь возможность быстро узнать, что делают наши близкие и коллеги. Хотели иметь возможность свободно общаться.
Нас вдохновил список контактов в системе мгновенных сообщений AOL. Если вы посмотрите на сообщения, то увидите что-то вроде «Пошел пить кофе», или «Болею», или «Некогда разговаривать». Мы размышляли, как можно использовать такую простую информацию. А один из нас, Джек Дорси, имел опыт работы в диспетчерской скорой помощи и подобных местах, и ему хотелось, чтобы можно было быстро узнать, где находятся люди, что с ними происходит и в каком они состоянии. Мы посчитали, что было бы неплохо собрать всю эту информацию вместе.
Мы понимали: организовать доступ к таким, на первый взгляд тривиальным фрагментам информации — задача не тривиальная. Каждый фрагмент сам по себе особой важности не представляет, но доступ ко всей информации — мощный инструмент.
Почему вы выбрали 140 символов? Почему не 135 или 17?
Сообщение SMS не может превышать 160 символов, а мы хотели оставить 20 символов про запас, поэтому вы можете видеть только имя человека, который написал обновление. Мы хотели, чтобы можно было читать такое обновление на любом устройстве и оно не обрывалось бы на полуслове.
Многие говорят, что Twitter изменил Internet. Как вы сами к этому относитесь?
Twitter обладает немалым потенциалом, и его возможности постоянно расширяются. Лично меня больше всего вдохновляет тот факт, что мы можем распространить возможности сетевого взаимодействия в реальном времени на самые слабые сигналы по всему миру. Каждый может быть услышан. И есть немало примеров того, как это можно использовать. Вспомните хотя бы парня, которому удалось с помощью Twitter избежать тюрьмы в Египте. Скажем, фермер может послать такое сообщение: «Я хочу получить столько-то за свое зерно. Это хорошая цена?» Я думаю, мы сможем распространить этот сервис еще шире и встроить его в каждый мобильник: сейчас SMS поддерживаются на всех телефонах.
Я слышала, как один человек сказал, что Twitter направляет его по жизни. Что вы думаете о такого рода привязанности?
Чем большего успеха мы добиваемся в совершенствовании надежной и удобной коммуникационной платформы, тем менее заметными становимся. Если мы можем создать прекрасную платформу и затем уйти в тень, а люди смогут помогать друг другу после землетрясения или во время перебоев с поставками газа, больше общаться друг с другом, то, я думаю, это очень хорошо.
Каким вы видите Twitter в 2020-м или 2025 году?
Цель состоит в том, чтобы создать надежную и устойчивую социальную сеть, на которую можно опираться и которая позволит людям делать свои повседневные дела, большие и маленькие. Если мы все сделаем правильно, этот сервис станет действительно важным. К 2020 году люди, возможно, даже не будут осознавать, что используют Twitter, но они будут пользоваться им каждый день. Я хочу, чтобы Twitter стала успешной, стабильной компанией.
Появится ли реклама в Twitter?
Краткий ответ — нет. Никаких рекламных объявлений в Twitter; сейчас во всяком случае. Будет несколько форм коммерческого использования, но я не думаю, что нас привлечет традиционная Web-реклама, такая, к примеру, как баннерные объявления. Сейчас Twitter уже широко используют в коммерческих целях такие компании, как JetBlue, Whole Foods и Dell. Более разумно использовать не рекламные объявления, а иную бизнес-модель.
Сколько раз в день вы сами пользуетесь Twitter?
Два или три раза в день. Если я делаю что-то необычное, я думаю: «О, это интересно». И пишу об этом в Twitter.
Как правило, люди используют Twitter, чтобы написать, какой вкусный кофе они пили утром или что нашли великолепное место для парковки возле работы. Почему нам так интересна информация подобного рода?
Когда мы только начинали и не ведали, к чему придем, мы предлагали Twitter как способ сообщить о каких-то незначительных событиях, происходящих с вами в течение дня. Но эта информация превращается в своего рода пульс того, что происходит в мире. Это может быть что-то важное, например террористическая атака в Мумбаи, или незначительное, например съеденный бутерброд. Но ваша мама, возможно, захочет удостовериться, что вы сегодня пообедали как следует. С помощью Twitter можно узнать, как разворачивается ситуация вокруг какого-то громкого события, используя функцию поиска. Вы можете искать информацию у своих друзей, в авиакомпании или новостном агентстве, а в результате получите достаточно интересную хронику событий. Можете считать это чем-то малозначимым, а можете воспринимать как пульс планеты. Все зависит от того, как вы отбираете нужную вам информацию.