Cтаршее поколение посетителей музеев предпочитает традиционных экскурсоводов, а многим молодым людям привычнее общаться с компьютером — отметила генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина на церемонии запуска системы электронных гидов в Оружейной палате 9 апреля. Проект длился три года и был инициирован компанией HP, предложившей свое оборудование в качестве гранта.
Гиды представляют собой 50 карманных компьютеров HP iPaq hx2490, которые через Wi-Fi получают доступ к базе данных на сервере HP ProLiant DL360 G4p с процессором Xeon DP/3,4 ГГц и 2 Мбайт кэш-памяти. Данные на него копируются с сервера музейной системы КАМИС 2000, в которой производится подготовка контента. Специализированное ПО, разработанное компанией КАМИС, также установлено на самих КПК. В залах Оружейной палаты размещено пять беспроводных точек доступа HP Procurve Wireless Access Point 420.
Посетитель сможет самостоятельно планировать просмотр экспозиции. На интерактивной карте можно выбрать тот или иной зал и витрину, нажать на изображение интересующего вас экспоната и прослушать о нем аудиокомментарий. На случай вопросов по терминологии тут же имеется ссылка на тематический словарик, который также представлен в формате аудиофайлов.
HP давно начала сотрудничать с музеями. Ее технологии использовались, например, Лувром, музеями Ватикана, лондонской Национальной галереей, нью-йоркским «Метрополитеном». А в прошлом году ГМИИ им. Пушкина разместил на улицах Москвы репродукции шедевров живописи, отпечатанных на принтере HP Designjet Z6100 (см. «Шедевры в городе», Computerworld Online, 9 сентября, 2008). Но наиболее близким кремлевскому стал проект в музее Mercedes Benz в Штутгарте, где посетителям выдаются карманные компьютеры HP iPaq, на которые передается информация по мере передвижения по экспозиции.
В 2006 году HP пригласила в Штутгарт представителей кремлевских музеев, чтобы они ознакомились с действующей там системой. Научному руководителю музеев Московского Кремля Алексею Левыкину увиденное понравилось: «Очень хороша категорийность, возможность выбора различных языков».
В создаваемый электронный архив были скачаны имевшиеся в базе данных музея изображения, для них стали готовиться тексты. В работе приняли участие практически все подразделения: тексты писала один из ведущих методистов Евгения Гранина, затем их проверяли хранители экспозиции, потом — сам Левыкин, а на завершающей стадии они поступали в редакционный отдел.
По словам Левыкина, на создание аудиогидов — устройств с аудиофайлами, давно ставших привычными как в Кремле, так и в других музеях России и зарубежья, — уходит гораздо меньше времени. В отличие от аудиогида, который является носителем информации, электронные гиды не содержат контента, а черпают его из единой базы данных. Это дает возможность быстро обновлять информацию, создавать различные тематические экскурсии. Также планируется создание игровой экскурсии для детей.
Со временем аудиофайлы и текстовая информация в архиве системы будут переведены на семь иностранных языков, включая восточные. Гагарина отметила, что музей не отказывается от аудиогидов, а просто делает свои услуги более разнообразными. Экскурсия с электронным гидом, скорее всего, будет платной, но ее стоимость пока не определена. Аудиогиды, напротив, включены в цену билета.
Стоит отметить, что электронные гиды не лишены ограничений. Информационные файлы созданы пока не для всех экспонатов, нет функции перемотки назад-вперед. И все же главный шаг сделан. Глава представительства HP в России Оуэн Кемп заявил, что технологически к архиву может подключиться любое устройство с модулем Wi-Fi, и в будущем музей собирается дать посетителям возможность пользоваться системой при помощи собственных устройств.
«Это не такое уж далекое время, — подтвердил Левыкин. — Пройдет три-четыре года — техника сменится, и, возможно, мы пойдем дальше: может быть, вы дома подключитесь к Сети и, глядя на картинку, будете слушать, потом придете — здесь посмотрите».
Во время торжественной части один из гостей спросил, воспринимает ли гид голосовые команды. Левыкин тут же обратился к одному из сотрудников HP, и тот пообещал со временем реализовать эту функцию.