Так, если в 1980 году общий уровень кредитной задолженности в американских банках составлял 21% валового внутреннего продукта, то к 2007 году этот показатель увеличился до 116% ВВП. В Европе к 2008 году банковский капитал сократился до 10% стоимости активов после снижения требований к достаточности основного капитала. Между тем, в течение большей части XX века этот показатель оставался на уровне 25%.
Часть этих кредитов оказалась на балансе компаний, занимающихся аутсорсингом, которые использовали эти средства для финансирования контрактов и предлагали скидки директорам ИТ-служб в течение первых лет действия договоров. В некоторых случаях поставщик не только предоставлял ИТ-сервисы, но и становился источником кредита. Анализ контрактов, проведенный Compass Management Consulting, дает основания предполагать, что из-за скидок в первый год действия контракта стоимость услуг была на 15-20% ниже среднерыночной. Это компенсировалось надбавкой до 30% к концу действия контрактов.
С сокращением кредитов в 2008-2009 годах подобные сделки с изменяемыми ценами больше себя не оправдывают. Учитывая важность влияния таких изменений, в Compass всерьез говорят о появлении новой парадигмы аутсорсинга. Сейчас в мире сложились самые жесткие экономические условия, когда-либо наблюдавшиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Предприятия всеми способами пытаются сократить затраты, а некоторые даже настаивают на том, что «заслуживают» скидок из-за снижения темпов развития экономики.
Всего несколько лет назад поставщики ИТ-услуг могли получить доступ к дешевым кредитам, предоставить дополнительную скидку, с тем чтобы повысить цены в последние годы действия аутсорсинговых контрактов (все это время экономика росла), и обе стороны оставались довольны. Сейчас многое изменилось. В условиях новой парадигмы аутсорсинга поставщики услуг не хотят либо не могут увеличить объем собственных наличных средств для финансирования подобных скидок.
Нынешняя экономическая ситуация, несомненно, приведет к серьезным последствиям для отрасли аутсорсинга. Даже если поставщики услуг и клиенты смогли достаточно рано почувствовать тенденцию, текущее положение дел может изменить условия партнерства так, чтобы они были выгодны обеим сторонам.
Новые финансовые условия означают, что обе стороны имеют больше стимулов получать доходы в течение всего срока действия контракта. Снижения затрат больше не станут добиваться за счет миражей «финансовой инженерии». Вместо этого стороны будут стремиться к снижению расходов за счет долгосрочных инициатив по совершенствованию бизнес-процессов, экономии на массовости производства, соответствия стандартам и оптимизации предоставления услуг и управления отношениями. С уходом эпохи скидок новая парадигма аутсорсинга заставляет клиентские организации повышать производительность, чтобы добиться экономии вместе со своим поставщиком.
Уже появились первые признаки того, что клиенты готовы дать возможность своим поставщикам менять процессы, чтобы добиться либо экономии при массовом производстве, либо стандартизованного предоставления услуг. Унаследованные неэффективные процессы, ранее часто закреплявшиеся в аутсорсинговых контрактах, серьезным бременем ложились на операции предоставления услуг. Они могли увеличивать затраты почти на 25%, зачастую не принося клиентам никакой пользы.
К примеру, в прошлом году, обследуя одно из предприятий, специалисты Compass обнаружили, что 8% затрат в крупном аутсорсинговом контракте было вызвано сочетанием устаревших процессов и нежеланием вырабатывать адекватный стиль работы. Новые инициативы поставщика и клиента позволили сократить расходы, как никогда ранее, что сразу отразилось на финансовых показателях предприятия. В условиях новой парадигмы аутсорсинга экономия будет достигаться за счет бережливости и разумных действий ИТ-руководителей, а не благодаря щедрости поставщиков, возможности которых по кредитованию оказались почти исчерпаны.
Энди Галлахер — директор по консалтингу, специализирующийся на проблемах предоставления ИТ-услуг в компании Compass Management Consulting