Это дало IBM возможность сформулировать несколько лет назад глобальную информационную стратегию под общим лозунгом Information on Demand, а недавно и детализировать пути ее достижения в так называемой Information Agenda.
Одним из завершающих «кирпичиков» в структуре управления информацией по версии IBM стала покупка в 2007 году компании Cognos, выведшая IBM в группу лидеров на рынке систем бизнес-аналитики. О тонкостях интеграции двух больших компаний, о том, что предлагает IBM клиентам в Information Agenda, и других вопросах управления информацией еженедельнику Computerworld Россия рассказал Том Инман, вице-президент подразделения IBM Software Group по направлению Information on Demand Acceleration.
Поясните, пожалуйста, суть новой концепции IBM Information Agenda и ее связь с общей стратегией Information on Demand?
Возможность получить нужную информацию в нужном месте и в нужное время — такова конечная цель стратегии Information on Demand. Но когда начинают планировать путь к достижению этой цели, то возникают вполне конкретные вопросы: в какие бизнес-инициативы, проекты необходимо вкладывать средства, чтобы на деле реализовать предоставление информации по требованию на конкретном предприятии, какие организационные навыки и умения для этого нужны, как изменить подходы к управлению информацией? Ответ на эти вопросы дает Information Agenda, которая включает в себя четыре компонента: стратегию, планы, информационную инфраструктуру и управление.
Прежде всего мы выявляем информационную стратегию, необходимую для достижения стратегических целей бизнеса, и на ее основе планируем соответствующие информационные проекты. Следующий компонент — инфраструктура. Здесь мы определяем, какие продукты и технологии обеспечат реализацию этих планов. И наконец, самое трудное — управление информацией, процессами и людьми. Для реализации намеченной стратегии понадобятся фундаментальные изменения, касающиеся владельцев информации, ее распространения, организации совместного использования информации и т. д., потребуется серьезная модернизация инфраструктуры управления.
В этих четырех составляющих Information Agenda только информационная инфраструктура относится к продуктам и технологиям, остальное — это прежде всего методология и консалтинг?
Стратегия — это, конечно, из области консалтинга. Планирование конкретных проектов базируется на нашем опыте работы в разных отраслях; исходя из этого опыта мы можем рекомендовать нашим заказчикам построить корпоративное хранилище данных, создать единое представление данных о клиентах или разработать систему оценки труда врачей и т. д. Для реализации конкретных решений у IBM есть соответствующие продукты и услуги, например Infosphere для управления качеством данных, Infoshere или FileNet для организации метаданных и классификации данных, Tivoli для аудита и отчетности. Если говорить об управлении, то здесь необходима организация соответствующих бизнес-процессов и поддерживающие их технологии, и мы предоставляем сервисы и методологии, позволяющие оценить существующие процессы управления и модернизировать их. После того как на основе приоритетов бизнеса конкретного предприятия выявлены все составляющие Information Agenda, мы можем подобрать для них готовые решения, которые состоят из программных продуктов и сервисов.
Какие задачи по управлению информацией сегодня наиболее актуальны для предприятий, в том числе и с учетом кризисных условий?
Это зависит от отрасли, но в общем случае наиболее важны поддержка заказчиков, выведение на рынок инновационных продуктов, обеспечение соответствия регулирующим нормам, управление рисками, повышение эффективности работы.
В кризис особое значение приобретает сокращение расходов. У нас есть решения по управлению жизненным циклом данных. Приобретение компании Softek Storage Solutions позволило IBM предоставить заказчикам возможности для управления архивированием и удалением данных на базе политик. Теперь можно полностью автоматизировать эти процессы; отпадает необходимость в большом количестве администраторов баз данных для «чистки» информационных хранилищ. Информации становится больше, а персонала — меньше, что немаловажно в кризисные времена.
Какие проблемы пришлось решать IBM в ходе интеграции компании Cognos — ее продуктов, клиентской базы, инфраструктуры?
Cognos — наше 70-е приобретение в программном бизнесе. В IBM сформировался зрелый бизнес-процесс приобретения и интеграции, который учитывает все аспекты: продуктовый портфель, каналы продаж, бизнес-партнеров, системы управления, корпоративную культуру, систему компенсации, кадровую политику. В случае Cognos не возникло особых проблем. Корпоративные культуры наших двух компаний во многом схожи, мы были партнерами 15 лет, в области технологий между нашими продуктовыми портфелями нет перекрытий и нам не пришлось ломать голову над тем, от каких решений избавляться.
В Cognos на высоком уровне было организовано управление компанией, и все ее топ-менеджеры сохранили руководящие позиции в IBM. С момента приобретения Cognos мы приняли на работу более 500 человек, и это был самый бурный рост персонала за всю историю этой компании, а число ушедших сотрудников, наоборот, оказалось самым незначительным. Люди почувствовали преимущества работы в более крупной компании, получив новые возможности для развития.
Сегодня много говорится о том, что востребованность бизнес-аналитики в условиях кризиса возрастает. Какие требования предъявляют заказчики к аналитическим системам?
Да, это действительно так. Сейчас — более, чем когда-либо, — бизнесу необходима оптимизация, а она невозможна без глубокого анализа происходящего. Его помогают выполнить как базовые аналитические средства (Business Intelligence, BI), так и более сложные функции управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, ВРМ). Бизнес сегодня готов тратить деньги, но только на те проекты, где очевидна быстрая окупаемость. Внедрение BI и ВРМ, безусловно, относится к их числу.
Что подразумевает готовность предприятий к бизнес-аналитике — это технологическая, организационная, ментальная готовность?
Все эти аспекты важны. Крупные компании уже определенное время вкладывают средства в аналитические системы, и у них мы сейчас наблюдаем процесс стандартизации и консолидации BI-платформ. Более мелкие компании начинают тратить больше средств на BI, и для них важно правильно определить, какие проекты принесут реальную пользу, какие необходимы квалификации, чтобы их успешно реализовать.
Завершилась ли консолидация рынка BI, каково положение на нем у IBM?
Думаю, время крупных приобретений закончилось. На рынке представлены несколько крупных компаний: IBM, Oracle, SAP, Microsoft. Есть известные независимые игроки, такие как SAS и Microstrategy, остается довольно много небольших компаний. На уровне платформ консолидация в принципе завершена. Есть различные решения — например, для финансового планирования, поддержки продаж, анализа в здравоохранении, — которые могут для нас представлять интерес. Возможно, IBM сделает дополнительные приобретения, либо заключит партнерские соглашения, либо выполнит разработку собственными силами, но так или иначе мы будем расширять возможности своей BI-платформы.