По мнению исполнительного вице-президента компании «Формоза» Абулферза Абачева, продажи ПК в текущем году упадут на 25-30%, ноутбуков — на 30-35%, серверов — на 50%. По крайней мере, в первом квартале ситуация выглядела именно так, и нет оснований полагать, что во втором она улучшится. В целом падение продаж «Формозы» в четвертом квартале 2008 года составило 20% относительно аналогичного периода 2007-го, а в первом 2009-го этот показатель достиг 25%.
Разумеется, падение неравномерно — корпоративный сегмент, например, «просел» меньше розничного. Если до кризиса продажи в них соотносились как 20:80, то сейчас соотношение приблизительно 50:50. Правда, компьютеры в корпоративный сегмент требуются в среднем более дешевые, чем в частный, предприятиям хватает системных блоков по 200-250 долл., частные лица готовы «разориться» на 350-400. Впрочем, по словам Абачева, в первой половине года и до кризиса покупали более дешевые компьютеры, а во второй — более дорогие.
Есть, впрочем, и регионы, где спрос почти не упал, например, довольно благополучен Южный федеральный округ. В нем, по словам Станислава Десятникова, главы компании «Дигитал лайф», представляющей интересы «Формозы» в Южном регионе, в четвертом квартале кризиса еще не почувствовали, да и в первом квартале падения не было. Правда, признал он, это было достигнуто за счет увеличения числа торговых точек и ухода с рынка ряда крупных локальных сборщиков, иначе снижение продаж составило бы, по его оценке, 10-15%.
Спад обусловлен не только падением доходов граждан и ростом рублевых цен, но и резким падением предложения кредитов — до кризиса на заемные деньги совершалось до трети покупок. Граждане, покупающие «на свои», внимательнее относятся к предлагаемому товару, и в этом «Формоза» видит для себя дополнительные возможности. Увлеклись развитием «в долг» и некоторые региональные компании. Они тоже, по мнению Абачева, уступят часть своего рынка «Формозе» и ее партнерам.
Теряют свою долю рынка и федеральные сети бытовой техники. В них много покупали в кредит, а поскольку компьютерная техника для них — не самое важное направление бизнеса, то и внимания в трудное время ей уделяется не слишком много, отчего страдает и ассортимент, и цены.
Пострадали и те компании, которые излишне увлеклись портативной техникой («Формоза» ее не производит), падение ее продаж объясняется не только более высокой ценой «за единицу функциональности», но и тем, что ноутбуки хуже поддаются модернизации и менее ремонтопригодны.
Рост рынка в «Формозе» ожидают в третьем квартале. Чтобы встретить его во всеоружии, в компании намерены укрепить партнерскую сеть, увеличить продажи комплектующих мелкосерийным сборщикам, предложить пользователям услуги по модернизации ПК и изменить свой модельный ряд в соответствии с новыми экономическими условиями.