Национальная ассоциация участников электронной торговли сообщила показатели состояния российского рынка электронной коммерции в 2008 году. НАУЭТ проводит различие между понятиями «электронная коммерция» и «электронная торговля», исключая из последней моментальные (терминальные) платежи, сделки по приобретению электронных билетов на транспорт и культурно-развлекательные мероприятия, транзакции электронных платежных систем (оплата товаров и услуг через Internet посредством банковских карт и таких систем, как WebMoney), а также сделки, предметом которых является цифровой контент. Объем рынка электронной торговли, по данным НАУЭТ, составил 128,31 млрд руб., в том числе: торговля между коммерческими организациями — 4,04 млрд руб., реализация товаров населению — 110 млрд руб., торговля с государственным сектором — 14,27 млрд руб. Темп прироста рынка составил в 2008 году 34,6%, при этом объем торговли с государственным сектором вырос на 44%, объем реализации товаров населению на 35%, а объем торговли между коммерческими организациями сократился на 5%.
Объем платежей через терминалы составил 536 млрд руб., электронных билетов было реализовано на сумму 24,58 млрд руб., через электронные платежные системы прошло более 350 млрд руб., цифрового контента было продано на сумму свыше 3 млрд руб. (Подробнее о данных за 2007 год см. «Электронный бизнес стабильно растет». Computerworld Россия, № 26, 2008.)
Следует отметить, что при подготовке данных НАУЭТ использует разные источники: показатели торговли с государственным сектором взяты из отчета Минэкономразвития, а в случае с индивидуальным сектором использована статистика Oborot.ru; при этом впервые ассоциация перешла к расчетам в рублях, а не в иностранной валюте, так что с учетом инфляции и курсовых разниц темпы роста могут оказаться значительно ниже.
Характеризуя структуру рынка электронной торговли между организациями, исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский отметил, что почти 94% объемов сделок приходится на восемь крупнейших электронных товарных бирж (которые в НАУЭТ предпочитают именовать площадками). Показательно, что общий объем сделок на биржах энергоресурсов B2B-energo.ru и tatneft.tatcenter.ru превысил 2,3 млрд руб., что составляет более 50% рынка. Следующие крупнейшие биржи — это многоотраслевая tendpro.ru, сельскохозяйственная и продовольственная idk.ru, продовольственная cislink.com, металлургическая torg.severstal.ru и машиностроительная promnavigator.ru, на долю которой пришлось чуть более 4% рынка. При 38,6 тыс. участников торгов было зарегистрировано 402,5 тыс. объявлений о продаже, 63,2 тыс. объявлений о покупке, 21,1 тыс. аукционов, или всего чуть более 12 сделок за год на каждого участника, что демонстрирует крайне низкий уровень развития электронной торговли в этом секторе.
Госсектор характеризуется следующими показателями: прошло 42 214 аукционов, при этом приведенная выше цифра в 14,27 млрд руб. составляет всего 4,7% в общем объеме закупок для государственных нужд. Региональные и муниципальные администрации значительно активнее используют электронную торговлю, нежели учреждения федерального уровня: по объему продаж они опережают в 10 раз, по количеству сделок — более чем в 30 раз. По количеству сделок лидирует Кемеровская область (более 7,5 тыс. сделок на общую сумму 6,13 млрд руб.), затем следует Республика Татарстан (5,4 тыс. сделок на общую сумму 1,9 млрд руб.). Москва по количеству сделок на шестом месте (2,6 тыс. сделок на сумму 2,18 млрд руб.), а Санкт-Петербург — на десятом (1,2 тыс. сделок на сумму 516,7 млн руб.).