Отчитываясь по итогам работы в 2008 году, руководители компании «Марвел-Дистрибуция» с особым удовольствием отмечали, что, несмотря на экономический спад в конце года, им удалось достичь запланированной цифры роста продаж в 35%. Также выполнена намеченная программа по слияниям и поглощениям: в начале прошлого года были завершены сделки по вхождению в состав компании дистрибьюторского подразделения группы компаний Erimex и покупке аналогичного бизнеса у одного из ведущих игроков на рынке высококлассного аудио- и видеооборудования, компании «Аудиомания».
По итогам года продажи в четырех департаментах распределились следующим образом: на долю департамента «Комплектующие, периферийное и цифровое оборудование» пришлось 39,1% (в 2007 году — 45%), «Сети и телекоммуникации» — 33% (26%), «Ноутбуки, ПК и серверы» — 27,7% (29) и «Аудио-Видео» — 0,2% (в 2007 году компания техникой такого рода не занималась). Последнюю цифру генеральный менеджер компании «Марвел-Дистрибуция» Константин Шляхов назвал ожидаемой, поскольку это новый для компании рынок, к тому же небольшой по сравнению с компьютерным. В целом же сохранилась тенденция трех последних лет: доля сетевых решений растет, доля компьютеров более-менее постоянна, доля комплектующих и периферийного оборудования падает.
Самый весомый вклад в оборот, как в прошлом году, внесла группа продаж сетевых решений для крупных компаний — их продажи выросли на 87% по сравнению с 2007 годом, а доля в обороте увеличилась с до 19,7 до 27,2%. Среди других рекордсменов роста — ПК (прирост — 99%), мобильные средства связи и голосовые решения (по 39%), цифровые фото- и видеокамеры (35%), серверы и системы хранения данных (31%). По доле в обороте «Марвела» на втором месте ноутбуки — 15,2% (в 2007 году было 16,8%), на третьем — мобильные устройства с 11,5% (11,4% в 2007 году).
К концу 2008 года портфель «Марвела» насчитывал более 50 вендоров, из них 15 — Abit, AOC, AudioCodes, AVE, Asus, Belinea, Gigabyte GSmart, Gigabyte (КПК), iiyama, Olympus, Philips, Packard-Bell, Proview, Raptoxx и Zotac — прибавились в прошедшем году. Кроме того, было расширено сотрудничество с некоторыми из старых партнеров — компания получила авторизацию Lenovo на поставку ноутбуков семейства IdeaPad и Hewlett-Packard — на дисковые массивы семейства XP и серверные решения Business Critical System.
Первое место по общему обороту в продажах «Марвела» занимает продукция Cisco, на втором месте — Hewlett-Packard, на третьем — Acer.
По итогам 2008 года число дилеров компании превысило 2,5 тыс., по словам директора по продажам компании Антона Черепахина, дилерская сеть сейчас охватывает почти все российские города с населением свыше 100 тыс. человек.
До 3,7% возросла доля лучшего дилера — в компании это связывают в первую очередь с тенденцией укрупнения отечественного ИТ-рынка.
Как и прежде, более половины продаж пришлось на Москву (59%), на втором месте — Санкт-Петербург (20%). Следом по вкладу в оборот идут Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Нижний Новгород, Казань, Красноярск, Ростов-на-Дону, Пермь и Краснодар.
На продажи «коробочной» продукции (субдистрибьюторам, реселлерам, рознице, в том числе неспециализированной), пришлось 52,3% оборота (рост составил 15%). Поставки проектных решений через интеграторов и корпоративных реселлеров выросли на 65% — до 47,7% в обороте.
Антикризисный план
В конце 2008 года руководство «Марвела» сосредоточилось на антикризисных мерах, направленных на снижение потерь в сложной экономической ситуации. В результате, как заявил Шляхов, «на январь у ‘Марвела’ нет ни одной просроченной задолженности». Компания стала более осторожно подходить и к предоставлению партнерам отсрочек по платежам. Период оборачиваемости товаров, который в конце 2008 года составлял два-три месяца, не достиг предкризисных 25-27 дней, но сократился до полутора месяцаев.
Как и во многих других компаниях, в «Марвеле» прошли сокращения — уволено почти 20% сотрудников, при падении рынка, по оценке руководства компании, на 40%.
Что касается планов на 2009 год, то руководство компании остерегается называть какие-либо цифры. Оптимизм уступил место осторожности, и в нынешнем году в «Марвеле» не рассчитывают на рост, но убеждены, что им удастся снижать оборот медленнее падения рынка в целом, которое составит не менее 40%. Для этого в компании намереваются искать новые продуктовые ниши и развивать партнерскую сеть. И, в конечном итоге, увеличить свою долю на ИТ-рынке страны.