Недавняя выставка Mobile World Congress в Барселоне продемонстрировала: лидеры мировой телекоммуникационной индустрии уже сейчас, в разгар экономического кризиса, прощупывают точки будущего роста.
Одной из них должны стать цифровые дивиденды от использования мобильными операторами нового частотного диапазона для развертывания ультраширокополосных сетей нового поколения. В Северной Америке «диапазоном цифрового дивиденда» называют полосу частот 700 МГц, а в большинстве европейских стран под него отводят ресурсы в районе 800 МГц, освобождаемые аналоговыми телевещателями в связи с переходом на цифровое телевидение.
Но зарубежным операторам мало доступного ныне радиочастотного спектра. На MWC они говорили о необходимости предоставления им дополнительной полосы шириной 100 МГц, которую следует гармонизировать между разными регионами и странами для развертывания будущих глобальных сервисов. По их мнению, спектр «цифрового дивиденда» должен находиться в низком частотном диапазоне для обеспечения качественного покрытия сигнала в условиях городской застройки и предоставляться едва ли не на бесплатной основе. Взамен власти, якобы, получат дивиденды в виде нового мощного стимула развития национальных экономик, притока инвестиций и создания новых рабочих мест.
Глава компании «ВымпелКом» Александр Изосимов тоже поддержал идею «цифрового дивиденда», но в беседе с российскими журналистами на MWC высказывался более осторожно. Он подчеркнул, что любой выделяемый диапазон должен иметь справедливую оценку стоимости, а распределение свободных частот через аукционы (как было с лицензиями 3G) — тупиковый путь.
Какой окажется технология, реализующая идею «цифрового дивиденда», гадать уже не приходится: практически все известные мировые производители взяли курс на Long Term Evolution. Если год назад в Барселоне можно было увидеть только первые прототипы LTE-устройств, то теперь они вошли в обязательный комплект всякого уважающего себя экспонента. А некоторые (например, компании Nokia Siemens Networks и Quallcomm) уже продемонстрировали совместимость решений на уровне ядра сети и абонентских терминалов.
И все же в отношении будущей долгосрочной эволюции мобильных сетей пока больше разговоров, чем дела. Построение инфраструктуры 4G в условиях тотальной нехватки финансовых ресурсов выглядит, мягко говоря, утопией. Нужно, к тому же, учесть, что многие операторы до сих пор не окупили инвестиции в 3G. Скорее всего, именно поэтому главная тенденция нынешней выставки — желание по максимуму выжать «цифровые дивиденды» из действующих сетей.
Впору вспомнить об «убойном приложении» (killed application). Складывается впечатление, что пресловутый iPhone стал панацеей для телекоммуникационного мира. Неприятный для рядового отечественного пользователя сюрприз в виде «урезанной» базовой функциональности ультрамодного устройства в сочетании с платным доступом к электронному магазину пользовательских приложений в отрасли возводят в ранг идеальной бизнес-модели.
Версия Windows Mobile 6.5, которой на MWC дал путевку в жизнь сам Стив Балмер, придаст Windows-телефонам некую потребительскую функциональность, присущую iPhone. Софтверный гигант надеется увеличить свою долю в сегменте мобильных ОС в преддверии острой конкуренции с Google Android. Привлекательность Windows Phone (таким, к слову, станет новый бренд, который придет на смену Windows Mobile) повысят и новые сервисы Microsoft, которые обеспечат онлайновое хранение информации, восстановление данных и обмен медиафайлами, соединят пользователей обычных ПК и владельцев смартфонов на базе Windows в единую социальную сеть.
Виртуальные супермаркеты мобильных приложений, подобные Apple, открывают Microsoft и Nokia. Наверняка по тому же пути пойдет и лагерь производителей телефонов на базе открытых платформ Android и LiMo. По сути, речь идет о реинкарнации бизнес-модели предоставления добавочных услуг в сетях третьего поколения. Только теперь акцент делается не на продвижении мелодий или картинок, а на приложениях, которые превращают телефон в персонального помощника, способного адаптироваться к потребностям каждого.
Предлагаемые операторами, агрегаторами контента и производителями приложения будут таргетированы по географическому, национальному, религиозному и другим принципам, вплоть до использования инструментов поведенческого анализа каждого посетителя электронного супермаркета. На этом поле вступили в игру компании с совершенно разным предшествующим опытом работы. Помимо «маяков» отрасли среди них следует упомянуть поставщиков биллинговых и OSS-систем, независимых разработчиков клиентских приложений для Symbian, Palm и Windows Mobile, создателей платформ для развертывания операторских сервисов. Отрадно, что хорошие шансы на успех имеют и российские софтверные компании, которые поднаторели в вопросах монетизации сервисов 2,5G. Эти представители отечественной ИКТ-отрасли и составили костяк нашей делегации на форуме в Барселоне.