На дневной сессии, проведенной 17 декабря в 97 городах СНГ и Балтии, слушателям рассказали об изменениях в законодательстве и их отражении в продуктах «1С». Прозвучали доклады о том, как информационные технологии могут помочь в условиях спада. А на вечерней пресс-конференции директор «1С» Борис Нуралиев подвел итоги работы за прошедшие одиннадцать с половиной месяцев.
Уходящий год Нуралиев охарактеризовал как «год хорошего роста и серьезного кризиса». По его расчетам, долларовые продажи «1С» увеличатся в 2008 году по сравнению с прошлым годом на 10% в России и на 11% в мире при снижении выручки в ноябре на 20%. В структуре продаж доля делового ПО вырастет на 7%, мультимедиа — на 34%, а занимающей доминирующее положение дистрибуции — на 6%.
Доля «1С» на рынке российского тиражного ПО (по оценкам IDC, он составляет около 2 млрд долл.), как утверждает Нуралиев, останется прежней — около 30% в розничных ценах с учетом как продуктов «1С», так и дистрибутируемых программ. Вплоть до октября включительно продажи коробочных продуктов в СНГ и Балтии в долларовом выражении росли по сравнению с 2007 годом, но в ноябре оказались ниже, а в период с 1 по 17 декабря — меньше, чем за декабрь 2005 года. По оценке Нуралиева, к концу месяца они превысят показатель 2006 года, хотя и не достигнут показателя 2007-го.
Продажи лицензий «1С:Предприятия» в долларовом выражении за первые 11 месяцев поднялись на 21%, однако в октябре они опустились ниже уровня 2007-го, а в ноябре — и ниже уровня 2006 года. Причиной падения выручки стал рост курса доллара и отказ клиентов от дорогих решений в пользу более дешевых — например, за счет меньшего числа рабочих мест. При этом теперь лучше продаются продукты на платформе 8, а не 7.7. В «1С» надеются, что продажи «1С:Предприятия» за весь месяц будут выше, чем в 2006 году.
В 2009 году в «1С» намерены продолжить экспансию в сегменте крупных компаний. Так, в первом квартале выйдет «1С:Бухгалтерия 8» для средних и крупных предприятий с поддержкой обособленных подразделений. Одновременно Нуралиев подчеркнул, что для массового сегмента планируется выпуск большого числа недорогих продуктов на платформе 8.
Наиболее благополучными в условиях кризиса в «1С» считают бюджетные учреждения. Для них компания форсированными темпами готовит сразу три продукта: «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8», «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» и «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8».
Годовой рост продаж отраслевых и специализированных решений на платформе 8, разработанных «1С» совместно с партнерами, составил 81 и 137% соответственно. Продажи отраслевых решений на основе системы «Управление производственным предприятием 8» в октябре — ноябре увеличились по сравнению с тем же периодом 2007 года на 29,5%. Хотя многие компании заморозили инвестиции в ERP, некоторые, по утверждению Нуралиева, отказываются от внедрения западных продуктов в пользу разработок «1С».
В период кризиса значительно увеличился интерес к решению для холдингов «1С:Управление корпоративными финансами». Также растет спрос на «1С:Машиностроение» и на решения для строительных и сельскохозяйственных компаний, сокращается — на решения для пищевой промышленности и полиграфии.
Отстаивая идею о том, что ИТ являются инструментом борьбы с кризисом, Нуралиев перечислил наиболее актуальные продукты «1С». Так, в «1С-Бухгалтерии» появилась вкладка «Центр антикризисного управления» с ежедневным набором отчетов для руководителя. Предприятиям, у которых нет гибкой ERP-системы, Нуралиев предложил обратить внимание на быстро внедряемые специализированные решения, такие как «1С:Консолидация». Наконец, он подчеркнул, что в кризис легче удержать старых клиентов, чем найти новых. Продажи «1С:CRM» выросли в сентябре — октябре более чем в два раза по сравнению с тем же периодом в 2007 году.
Выручка от игровых и мультимедийных продуктов, по данным на 15 декабря, в долларовом выражении повысилась на 29% без учета дочерних компаний и приобретенной «Буки». Нуралиев заметил, что уровень спроса позволил бы «1С» увеличить отгрузки в два-три раза. Тем не менее они притормаживаются, так как розничные сети, лишившиеся кредитов, неохотно выплачивают деньги поставщикам. В результате выручка от дистрибуции российского ПО увеличилась, а западного — в период с 1 января по 15 декабря — упала на 13%.
Нуралиев считает, что по масштабу кризис не уступит кризису 1998 года, к тому же растянется на более продолжительный срок. Большинство франчайзи, как и сама «1С», пока не прибегает к сокращению штата, хотя набор приостановлен или ограничен отдельными наиболее перспективными сотрудниками. Кроме того, во франчайзинговой сети прекратился рост заработной платы. В «1С» обещают сохранить модель работы через франчайзи и не изменять цены на основные продукты, хотя и анализируют возможность их привязки к курсу доллара.