Корпорация Intel все активнее призывает разработчиков создавать программы, учитывающие особенности перспективных многоядерных процессоров и позволяющие полнее использовать возможности параллельных вычислений.
Предоставляя соответствующие программные инструменты, в Intel пытаются подтолкнуть разработчиков к проектированию решений, способных обеспечить одновременное выполнение большего числа задач и получить дополнительный выигрыш от увеличения числа ядер и многопоточной обработки, которая будет реализована в процессорах Larrabee.
«Мы намерены предложить полный набор инструментов разработки, ориентированных на повышение производительности вычислений и переход на параллельную программную архитектуру», — заявил пресс-секретарь Intel Билл Киркос.
Попытки привлечь программистов корпорация Intel предприняла, выпустив бета-версию Intel Parallel Composer — первого, как утверждают в Intel, инструментария, который позволит разработчикам Windows-приложений использовать параллелизм, обеспечиваемый многоядерными процессорами.
Composer ускоряет разработку программного обеспечения за счет распараллеливания работы компиляторов, в том числе и компилятора Cи/C++.
«Общедоступная бета-версия Intel Parallel Composer стала еще одним новым средством, которое должно помочь разработчикам приложений взять на вооружение методы параллелизма», — подчеркнул Киркос.
В настоящее время Intel Parallel Composer работает только в среде Windows, однако новые его функции, которые появятся в 2009 году, будут доступны и компиляторам для операционных систем Mac OS X и Linux.
Parallel Composer является составной частью пакета инструментальных средств Intel Parallel Studio, предназначенного для написания программ, поддерживающих параллельную обработку.
Программы, разработанные с помощью Intel Parallel Studio, можно будет переносить на компьютеры с процессорами Larrabee. Согласно информации, опубликованной на сайте Intel, его бета-версия должна появиться в мае 2009 года.
Создатели «мультиядерных» чипов Larrabee намерены интегрировать архитектуру x86 с функциями, характерными для графических процессоров. В чипе планируется реализовать расширенную поддержку дополнительных интерфейсов прикладного программирования (API), включая OpenGL и DirectX, что позволит запускать на нем уже существующие игры и другие графические программы.
Однако перенос адаптированных к особенностям Larrabee программ на другие платформы (например, на игровые приставки) может вызвать определенные затруднения.
В Intel стремятся избежать этого, расширяя поддержку альтернативных программных сред и укрепляя контакты с другими производителями программного обеспечения, в частности с Apple.
По мере увеличения в компьютерах числа процессорных ядер Intel и Microsoft направляют все более серьезные инвестиции в университеты и академические организации, создавая для разработчиков дополнительные стимулы к использованию параллельного программирования.
Так, в начале текущего года Intel и Microsoft выделили Калифорнийскому университету в Беркли и Университету штата Иллинойс 20 млн долл. на реализацию рассчитанного на пять лет проекта совершенствования средств разработки программ для многоядерных процессоров.
В Беркли исследованиями в области средств программирования параллельных архитектур руководит легендарный профессор Дейв Паттерсон, известный своим решающим вкладом в формирование таких концепций, как RISC-архитектура и дисковые массивы. В рамках данной программы исследований предполагается предложить новые решения, которые позволили бы преодолеть ограничения современных приложений и операционных систем, препятствующие эффективному использованию возможностей многоядерных платформ.