Благодаря тому что финансовый год в Hewlett-Packard заканчивается в октябре, мировой кризис, по словам Оуэна Кемпа, вице-президента и генерального директора HP в России, практически не оказал влияния на показатели компании в 2008 году.
Если говорить о компании в целом, то ее чистый доход за прошедший финансовый год увеличился на 13%, составив 118,4 млрд долл. Доход в регионе БРИК, куда входит и Россия, увеличился на 22%.
Данные о финансовых показателях российского отделения традиционно не разглашаются, но в этом году Кемп дал представителям СМИ подсказку, сравнив оборот с половинной долей объема экономики Молдавии. Нехитрые арифметические действия позволяют предположить, что HP удалось заработать в России порядка 2,5 млрд долл.
Количество сотрудников HP в России в 2008 году выросло на 14% и составило около 1200 человек. Сокращений в связи с кризисом, как подчеркнул Кемп, не планируется.
Среди ключевых направлений Кемп назвал сегменты систем хранения (рост этого направления, по словам главы представительства, был «взрывным», поскольку он, согласно данным IDC, почти втрое опередил рост рынка в целом), лезвийных серверов, ноутбуков, настольных ПК, а также многофункциональных устройств.
Доля HP на рынке серверов стандартной архитектуры превысила 40%, а по продажам лезвийных серверов за последние три квартала удалось занять первое место, захватив 54% этого сегмента российского рынка.
Среди основных проектов по этому направлению в 2008 году Кемп назвал создание резервного ЦОДа для Альфа-банка, внедрение ITSM в РЖД и ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», а также построенный на базе НР BladeSystem c-Class суперкомпьютер в Межведомственном суперкомпьютерном центре РАН, признанным самым мощным в России — в 2008 году его производительность возросла до 95 TFLOPS.
Очень успешной в 2008 году была признана работа группы персональных систем, достижения которой, по словам Кемпа, связаны с приходом в нее в феврале нового руководителя Алексея Воронкова. Среди главных итогов этой группы руководитель российского отделения HP назвал удвоение доли рынка в сегменте ноутбуков (по сравнению с предыдущим годом ее рост составил 245%, а рыночная доля по итогам трех кварталов, согласно данным IDC, составила 7,4%), а также лидерство по поставкам коммерческих настольных ПК (около 79,5 тыс. штук за третий квартал).
«Данный сегмент российского рынка несколько уменьшился за последний год, — отметил Кемп, — но это не означает, что мы будем уделять ему меньше внимания». По словам Воронкова, завод HP по сборке ПК, строящийся сейчас в Санкт-Петербурге, первое время будет ориентирован именно на сборку коммерческих настольных ПК.
Что касается сегмента потребительских «десктопов», то в HP рассчитывают на рост этого направления в следующем году, связывая его с выходом на наш рынок Touch Smart IQ500 — мультимедийного ПК-комбайна с сенсорным дисплеем.
Группа систем печати и цифровой обработки изображений в 2008 году также добилась, по словам Кемпа, хороших результатов. HP сохранила первое место на российском рынке МФУ, продав около 2,3 млн устройств. В портфеле самой компании доля струйных и лазерных МФУ достигла 53%. В этом году HP представила новую программу обслуживания потребительской продукции: бесплатная замена по гарантии МФУ с доставкой на рабочее место или домой к заказчику.
В 2008 году HP внесла ряд изменений в свою партнерскую программу, выделив два новых уровня: Preferred Partner (приоритетный партнер) и Gold Preferred Partner (партнер с высокими показателями продаж HP). На сегодняшний день, как сообщил Кемп, в России HP насчитывает 174 партнеров со статусом Preferred и 88 — со статусом Gold. Кандидатами на вступление в партнерскую программу являются свыше 300 компаний.
В 2009 году HP собирается предложить партнерам альтернативную схему закупок с оплатой в рублях и отгрузкой на территорию России. Этот шаг, подчеркнул Кемп, позволит ослабить зависимость от курса рубля, что немаловажно в условиях финансового кризиса.
Помимо строящегося завода, чье открытие намечено на 2009 год, среди ключевых объектов инвестиций Кемп выделил лабораторию HP Labs, и совместный проект «Российский институт технологий», который сейчас насчитывает 11 университетов-участников. Основной целью этого проекта, сообщил Кемп, является разработка самых современных образовательных программ для повышения уровня подготовки отечественных ИТ-специалистов. В 2008 году, по его словам, в развитие образования и науки в России компания вложила несколько миллионов долларов.
В 2009 году, юбилейном для российского представительства (40 лет деятельности компании в нашей стране), несмотря на кризис, оно продолжит свою географическую экспансию. В начале года запланировано открытие двух новых региональных офисов — в Калининграде и Сочи, а затем еще трех, их местоположение пока не оглашается.