Трудности, с которыми сталкиваются российские вузы при подготовке специалистов по технологиям мэйнфреймов, обсуждались на первой межвузовской научно-методической конференции «Технологии IBM в образовании», организованной по инициативе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) и при поддержке IBM.
Из всех вузов, представивших свои доклады на конференции, самую давнюю историю работы с технологиями мэйнфреймов IBM имеют как раз организаторы мероприятия. Как рассказал заведующий кафедрой АСУ университета Эдуард Лецкий, введение этих технологий в учебный процесс началось с 1998 года: именно к тому моменту было принято решение перевести вычислительную инфраструктуру железнодорожного транспорта на технологии IBM. Сейчас эта инфраструктура, содержащая 18 информационно-вычислительных центров, насчитывает 87 мэйнфреймов, в основном это машины 9672 серии S/390, а также System Z. Общая численность персонала ИВЦ превышает 11 тыс. человек. Ежегодную потребность железных дорог в специалистах по мэйнфреймам в МИИТе оценивают в 150 человек. По словам проректора МИИТа по инновациям Алексея Давыдова, перспективы развития технологий IBM на транспорте связаны с возможностью использования мэйнфреймов для управления всеми его видами; большие ЭВМ используются предприятиями многих других отраслей экономики и управления, и, учитывая спрос на специалистов, ряд вузов, включая МИИТ и МГТУ, современные машины уже приобрели. И на повестке дня теперь стоят проблемы эффективного применения мэйнфреймов, их рациональной эксплуатации, а также методического обеспечения подготовки специалистов и организации их производственной практики.
Мэйнфрейм и сопутствующее ему оборудование требуют особых условий эксплуатации. Необходимо бесперебойное электроснабжение, соблюдение температурно-влажностного режима, наличие системы газового пожаротушения, постоянный мониторинг состояния инженерной инфраструктуры. «Как сделать так, чтобы эта техника не простаивала, чтобы она давала ожидаемый эффект и чтобы это не ложилось тяжелым финансовым бременем на плечи университета?» — этот вопрос Лецкий считает наиболее важным. МИИТ планирует самостоятельно зарабатывать деньги, необходимые на эксплуатацию мэйнфрейма, однако законодательство серьезно ограничивает возможность коммерческой деятельности для государственных учреждений.
Даже если деньги у вуза имеются, их получение на техническую поддержку, по словам заведующего лабораторией кафедры АСУ МИИТ Александра Наталевича, тоже становится проблемой, так как главный бухгалтер не может выделить деньги на цели, которые не конкретизированы.
«На сайте IBM перечень работ по технической поддержке не отражен, — сообщил Наталевич. — И выпросить его у сервисного центра, чтобы можно было грамотно составить техническое задание, не получается».
Еще одна проблема — учебники. «C методической литературой в России ситуация — хуже не придумаешь, потому что за эту работу платить никто не хочет, — констатировал Лецкий. — Оплата работы над учебником сейчас в семь раз ниже, чем это было при Советской власти».
Была отмечена также проблема разобщенности между вузами и предприятиями. «Между предприятиями и нами связи порваны», — заявила доцент кафедры «Компьютерные системы и сети» МГТУ Елена Галямова. Она высказала пожелание, чтобы в дальнейших встречах подобного рода принимали бы участие и заказчики.
Участники конференции наметили направления взаимодействия, которые потенциально могут включать сотрудничество между вузами в области написания учебников, в области подготовки магистров (для небольшого количества магистров специализацию создавать нерентабельно), в том числе с помощью взаимного предоставления учебных курсов, взаимного резервирования информационно-вычислительных систем и др.