Почти скрывшись за массивной кафедрой, исследователь Кристина Боргман стояла на сцене перед двумя сотнями специалистов по вопросам образования в сфере ИТ и излагала им свои взгляды.
На проходившей в Орландо ежегодной конференции Educause Боргман продемонстрировала, какие черты приобретет система образования в 2015 году, если преподаватели, исследователи и авторы программ обучения будут идти в ногу с интенсивно развивающимися технологиями. К этим тенденциям относятся всеобщее распространение высокоскоростных беспроводных сетей, организация обработки данных на основе концепции cloud computing, стремительный рост объемов хранилищ цифровой информации, где помимо всего прочего размещаются сведения, собираемые подключенными к сети датчиками, а также результаты работы аналитических инструментов.
В основу презентации лег отчет Fostering Learning in the Networked World: The Cyberlearning Opportunity and Challenge («Развитие концепции обучения в сетевом мире: проблемы и возможности электронного обучения»), опубликованный рабочей группой исследования вопросов электронного обучения при Национальном научном фонде США, председателем которой является Боргман.
Профессор Боргман возглавляет программу исследований в центре Center for Embedded Networked Sensing Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, специалисты которого занимаются разработкой беспроводных сенсорных систем и изучением их влияния на различные научные и социальные процессы.
Боргман напомнила слушателям, что сегодняшние студенты, которых она назвала «обитателями цифрового мира», уже сейчас используют многие из этих средств, чтобы расширить свое понимание окружающего мира и повысить эффективность обучения.
По словам Боргман, в 2015 году доступ к обучающим ресурсам в отличие от «классического» образования станет возможным не только в учебных аудиториях, но и дома, и в других местах. Имитационные модели, виртуальные лаборатории и среды визуального отображения информации позволят студентам манипулировать огромными объемами данных. Они получат доступ к большому количеству интерактивных хранилищ цифровой информации. Дома студенты смогут обращаться к любым ресурсам, поддерживая виртуальные отношения со своими однокурсниками, преподавателями и другими людьми. Преподаватели получат возможность следить за тем, как усваивается учебный материал, своевременно выявлять проблемы и помогать студентам.
Таковы перспективы электронного обучения, определенные рабочей группой Национального научного фонда США, предлагающей перейти к «обучению с широким применением сетевых компьютеров и коммуникационных технологий». Это определение является отражением тезиса, прозвучавшего в предыдущем отчете Фонда: электронная инфраструктура представляет собой набор сетевых и телекоммуникационных технологий, предназначенных для создания новых типов «организаций и сред распространения научных и инженерных знаний».
Основой для революционных преобразований в системе образования рабочая группа считает применение технологий cloud computing и формирование сетей образовательных ресурсов. «Мы просто физически не в состоянии построить необходимое количество учебных заведений и аудиторий, отвечающих потребностям образования XXI века», — пояснила Боргман.
Сразу после своего создания рабочая группа вступила в полемику с критиками, утверждавшими, что «технологии не могут стать определяющим звеном в системе образования». Члены группы подготовили широкий обзор ранее опубликованных исследований, посвященных применению информационных технологий в образовании, и пришли к твердому выводу: «При правильном внедрении и использовании технологий создаются все условия для повышения качества образования и расширения его границ».
Однако сформулированный постулат еще предстояло раскрыть. Это выразилось в пяти итоговых рекомендациях рабочей группы.
Первая рекомендация предполагает создание сообщества. «Нужно сформировать сообщество людей, которые хорошо понимали бы суть электронного обучения, — подчеркнула Боргман. — В его ряды должны войти исследователи, преподаватели всех уровней, представители администрации учебных заведений, разработчики программного обеспечения, а также персонал ИТ-служб. Сообщество необходимо для проведения экспериментов, обобщения передового опыта, формулировки путей профессиональной переподготовки. Все это потребует времени».
Второй важной задачей является «создание платформы» — ориентация на совместно используемое, интероперабельное, расширяемое, приспособленное для тестирования и проведения необходимых испытаний оборудование и программное обеспечение. В Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе обнаружили у себя более 25 разрозненных приложений управления учебным процессом. Подобному дублированию следует противопоставить масштабируемость и интероперабельность, присущие концепции Web 2.0.
Третье — это использование «преобразовательной силы» технологий в интересах образования на всех уровнях. В результате развития информационных и коммуникационных технологий в академические и образовательные программы будут внесены определенные изменения. Финансирование исследований ускорит перемены, а также поможет наладить преподавание соответствующих дисциплин как в аудиториях, так и в средах виртуального обучения.
Четвертая рекомендация направлена на создание и последующую популяризацию открытых образовательных ресурсов. «Одной из причин неудач при попытках внедрения новаторских методов в прошлом были ограничения, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав, — отметила Боргман. — При финансировании исследовательских проектов Национальный научный фонд должен обязать разработчиков распространять результаты проектов в соответствии с лицензиями Creative Commons. В этом случае права группируются и лицензируются в соответствии с вашими потребностями».
Наконец, необходимы меры, направленные на поддержку, координацию и совместное использование результатов будущих исследований в области электронного обучения.
За прошедшие годы конференции Educause стали олицетворением неформальной и бессистемной выдачи подобных рекомендаций. Как и в ходе большинства других технических конференций, презентации Educause объединяются по тематике: «преподавание и обучение», «сетевые решения и инфраструктура», «безопасность и конфиденциальность». В каждом из таких направлений представлены самые разнообразные по стилю выступления преподавателей, исследователей и ИТ-специалистов. И каждое из таких выступлений посвящено новым и интенсивно развивающимся технологиям.
В отчете рабочей группы Национального научного фонда США содержится призыв к систематизации предпринимаемых усилий. Необходимо осуществлять финансирование и координировать действия заинтересованных сторон в рамках всей отрасли.