В середине октября группа компаний RRC объявила о реструктуризации в ходе которой было практически расформировано «розничное» направление, а ответственная за него компания DiFo была частично распущена (уволено около 30 человек), частично вошла в состав RRC Enterprise Networking. В конце ноября руководство RRC еще раз обнародовало свою позицию по реструктуризации, а заодно — и свое видение разворачивающихся на рынке процессов.
В компании подчеркивают, что решение о структуризации было своевременным: сейчас все компании отсекают наименее успешные направления и сокращают персонал. За счет того, что в RRC соответствующее решение приняли в апреле, а к июлю уже провели в жизнь, было выиграно несколько месяцев. Тем более правильным решение видится в свете того, что, по словам президента группы компаний RRC Константина Сидорова, розничный бизнес пострадал сильнее всего: корень зла даже не в нежелании пользователей покупать, а в нежелании дистрибьюторов отпускать товар и так перекредитованным — вдвое-втрое против нормы — розничным сетям.
Как особо успешное Сидоров отметил направление «Информационная безопасность», продажи которого не пострадали. За три следующих года долю этого направления в обороте RRC планируется поднять с нынешних 2-3% до 20-30%. Основание для оптимизма — этот сегмент в России недостаточно развит по сравнению, скажем, с польским (по своим показателям близким к западноевропейским) в три-пять раз. Кроме того, траты на безопасность ИТ-службы смогут объяснить заботой об общей экономии средств компании.
Положение на рынке в целом достаточно непонятное. В отличие от 1998 года, когда новые условия деятельности стали понятны в течение пары недель, сейчас «дна» кризиса не видать, насколько он затянется — неясно, поэтому и строить планы даже на год затруднительно. Тем паче что нынешний кризис относительно растянут, и различные категории компаний почувствуют его по-разному и в разное время.
Первыми его ощутили дистрибьюторы и вендоры; интеграторов же, ведущих крупные проекты, он пока коснулся не так сильно. Но не останутся в стороне и они, поскольку затянуть пояса придется не только частному сектору, но и госструктурам. ИТ-бюджет, наряду с рекламным и маркетинговым, один из первых кандидатов на урезание. Оживление на рынке, впрочем, дистрибьюторы тоже ощутят первыми.
В целом падение рынка составит, по мнению Сидорова, около 30%. Однако некоторые компании, возможно, практически полностью сохранят бизнес, другие — полностью его потеряют. И уже в первой половине 2009 года мы услышим о прекращении работы достаточно известных крупных и средних компаний.
Весьма вероятен и передел рынка вендоров. Поведение производителей весьма различно, в том числе и потому, что у них весьма разное время принятия решений, американские компании более консервативны, чем, например, тайваньские. А поскольку мало-мальски серьезный проект невозможен без помощи вендора, в той или иной форме, то серьезные производители второго эшелона, способные предложить не только качественное оборудование, но и хорошие финансовые условия его приобретения, имеют шанс серьезно потеснить признанных лидеров. В качестве примера Сидоров привел Huawei и Cisco.
Результаты вендорских раздумий о важности российского рынка станут видны уже в первом квартале. Пока же представители мировых штаб-квартир «внимательно слушают» своих российских партнеров. Нерешительность «штабистов» объясняется, по мнению главного управляющего директора RRC Сергея Штерна, еще и тем, что для многих это первый кризис, и в его условиях правильность принятых решений повлияет на карьеру уже в ближайшие месяцы.
Что до RRC, то большая часть «докризисных» планов осталась, по заверению Сидорова, в силе — кроме планов выхода на IPO в Польше. Полностью отказаться от работы с розницей предполагали за три года, теперь это планируется сделать за полгода. Зато в ближайшее время Сидоров пообещал объявить о нескольких новых соглашениях с производителями сетевого и инфраструктурного оборудования из «первого ряда». Также RRC планирует купить несколько небольших фирм, со штатом 10-30 сотрудников и оборотом около миллиона долларов, специализирующихся на безопасности дистрибьюторских компаний в Польше, Сербии, Казахстане, может быть, и в России. Благо цены сейчас упадут.