Если финансовый кризис и пойдет чему-то на пользу, так это бизнесу аренды приложений через Internet. С таким заявлением выступили представители Microsoft на открытии 27 ноября первого российского «Центра развития S+S».
Мировой рынок хостинга ПО в Microsoft считают зрелым. В конце октября аналитики Gartner объявили, что по итогам текущего года доход от корпоративных приложений, арендуемых через Internet, увеличится на 27% и достигнет 6,4 млрд долл., а к 2012 году — уже 14,9 млрд долл. Сославшись на «докризисные» прогнозы Gartner, директор департамента по работе с малыми и средними организациями и партнерами представительства Microsoft Юрий Ларичев заявил, что выручка от хостинговых бизнес-приложений до 2011 года будет расти в два раза быстрее, чем рынок корпоративного ПО в целом, — около 24% в год против 10%.
У Microsoft два десятка «Центров развития S+S» в мире, а количество разработчиков, участвующих в программе в регионе EMEA, превысило 400. В России фактическим владельцем центра стала компания «Гарант-Парк-Интернет», работающая под торговой маркой Parking.ru. На ее плечи ляжет как предоставление площадок да тестирования и размещения приложений, так и ценообразование, консультации по готовности компаний к новой модели, по построению продаж и пр. «Гарант-Парк-Интернет» имеет два центра обработки данных, соединенные оптоволоконным каналом связи, и занимается хостингом бизнес-приложений с 2006 года.
Генеральный директор компании Игорь Федотченко отметил, что Россия только сейчас вышла на тот рубеж, когда аренда Web-приложений может стать экономически оправданной. По его словам, до недавнего времени эту услугу здесь предоставлять вообще было невозможно из-за скорости и стоимости Internet-трафика, да и сейчас безлимитный широкополосный доступ отнюдь не повсеместен. Хотя, по мнению Федотченко, не все так страшно, ведь некоторые приложения потребляют «небольшой» трафик.
Федотченко признал, что идти в сторону новой модели будет сложно, и виной тому «заторможенность как разработчиков, так и клиентов». Главным препятствием для первых он считает неспособность сформировать ценовую политику — некоторые из них даже не верят, что на хостинговых приложениях вообще можно что-то заработать. Хотя выгодность такой модели и сам Федотченко оценить затрудняется. По его мнению, все зависит от качества услуги, маркетинговой активности, ценовой политики и т. п.
Доход от сервисов в «Гарант-Парк-Интернете» обещают делить с разработчиками на договорной основе. Во сколько обойдутся услуги консультирования и тестирования, предшествующие развертыванию, Федотченко не уточнял, сославшись на индивидуальность каждого конкретного случая. По его словам, если проект окажется выгодным обеим сторонам, от разработчика фактически не потребуется инвестиций.
Пока на Parking.ru свои бизнес-приложения выложили два партнера Microsoft — компании DocsVision и «Медиачейс». Генеральный директор DocsVision Владимир Андреев рассказал, что Web-приложение за полгода существования услуги опробовало уже 600 клиентов, из которых около 15 выразили заинтересованность в ее дальнейшем использовании.
Пока, по словам Андреева, система DocsVision на Parking.ru работает в демонстрационном режиме. В ближайшее время Андреев надеется не столько начать зарабатывать на ней, сколько экономить на пилотном проектировании. Другая цель — выйти в более низкий ценовой сегмент. Основной проблемой Андреев считает вопрос доверия со стороны клиентов, которое тем меньше, чем дальше они находятся от столицы.
Потенциально «Центром развития S+S» Parking.ru могут воспользоваться более тысячи российских независимых разработчиков со статусом Microsoft Managed ISV Partner. Сама корпорация, как сообщил Ларичев, в этом году заработала на хостинговых приложениях в России «миллионы долларов». В следующем финансовом году российским клиентам станет доступна новая программа Business Productivity Online для аренды Microsoft Exchange, SharePoint, Office Live Meeting и Office Communications.