Computerworld Россия
Российские государственные органы надзора в сфере связи отметили на днях свое пятнадцатилетие. С тех пор как 15 ноября 1993 года при Министерстве по связи и информатизации была создана Служба государственного надзора за связью, она пережила немало метаморфоз. Результатом последней из них стало рождение Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор), обязанности которой простираются от контроля и надзора в области информационных технологий и связи и организации деятельности радиочастотной службы до контроля и надзора в сфере СМИ и обеспечения соблюдения закона «О персональных данных».
Главной причиной создания надзорной службы стало распространившееся в 90-е годы незаконное использование радиочастот и недобросовестная конкуренция в этой области. С 1997-го по 2001 годы служба неоднократно меняла управляющий орган, переходя в подчинение то Государственному комитету по связи и информатизации, то Государственному комитету по телекоммуникациям, то снова Минсвязи. А в апреле 2000 года вышло правительственное постановление, приведшее к ее раздвоению: в составе Минсвязи появился Департамент по надзору за связью и информатизацией, а в субъектах РФ — управлений, объединенных названием Госсвязьнадзор.
В 2004 году эта структура уступила место Россвязьнадзору (Федеральной службе надзора в сфере связи), а в 2007-м — Россвязьохранкультуре (Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия), объединившей в себе Россвязьнадзор и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. В мае 2008 года указом президента этот гибрид был разделен на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Россвязькомнадзор, оказавшийся в подчинении Министерства связи и массовых коммуникаций.
На праздничном мероприятии в честь юбилея руководитель Россвязькомнадзора Борис Боярсков посетовал, что постоянные реорганизации остаются главной проблемой службы. А ему «хочется стабильности», чтобы все было «всерьез и надолго». Перечисляя заслуги надзорных органов, Боярсков отметил, что требования к проведению контрольных мероприятий были приведены в соответствие с законодательством о защите физических и юридических лиц, был внедрен дистанционный контроль, введена прозрачная процедура лицензирования деятельности в области связи, запущен механизм разрешения споров операторов по вопросам присоединения и взаимодействия сетей в досудебном порядке и установлены регулируемые цены на услуги присоединения и пропуска трафика, давшие возможность развиваться альтернативным операторам.
Одна из главных насущных тем работы Россвязьнадзора — защита персональных данных. Служба ведет формирование реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, в который вошло уже около 25 тыс. организаций, и уже запланированы первые проверки правильности обработки информации. Учреждения социальной сферы, такие как отделения Пенсионного фонда и поликлиники, охотно регистрируются в реестре, гораздо больше проблем возникает с привлечением органов власти и правоохранительных органов, с которыми ведется «большая согласовательная работа».
Другая важная задача — отработка совместно с Министерством обороны процедур определения электромагнитной совместимости частотных присвоений, что особенно актуально в связи с внедрением цифрового телевидения.
В области СМИ Боярсков пообещал бороться за обеспечение доступа журналистов к официальной информации о работе госорганов и «исключить влияние местных органов власти», мешающих этому процессу. На сегодня Россвязьнадзором отмечено 33 случая нарушения прав журналистов. Также серьезная работа была проделана для соблюдения сроков регистрации средств массовой информации, что потребовало «организационных и кадровых изменений».
Наконец, в ближайшее время служба займется отладкой механизма досудебных разбирательств споров операторов по вопросам присоединения и взаимодействия сетей, возложенных на специальную комиссию.