Открывая работу круглого стола «Информационные технологии в социальной сфере и актуальные задачи создания электронного правительства в России», заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Солдатов отметил повышение доступности ИКТ для населения. По его словам, в период с 2006-го по 2007 год количество используемых гражданами персональных компьютеров возросло на 37,7%, а число пользователей Internet достигло 39,4 млн человек.
Напомнив, что одна из основных задач сегодняшнего дня — переход органов власти на предоставление в электронном виде 100% услуг к 2015 году, он пояснил, что в данном случае речь идет о предоставлении возможности осуществления этих услуг, а не о замене ими оказания услуг в реальности.
Кроме того, Солдатов заявил, что внедрение ИТ в первую очередь подразумевает формализацию всех процессов. Однако, по его словам, правила, и нормы, которым на сегодняшний день подчиняется работа госорганов, никем не проверялись на совместимость.
«Информационные технологии не работают, если есть хоть один элемент несовместимости. Нам предстоит очень тяжелая работа по унификации, формализации принятия решений, правил сбора документов и правил межведомственного документооборота», — подчеркнул замминистра.
В стратегии развития информационного общества запланировано, что Россия к 2015 году должна попасть в двадцатку стран-лидеров рейтинга электронной готовности, а по развитию инфраструктуры — в десятку. Но на сегодняшний день она занимает в нем лишь 59-е место.
«Мы сильно уступаем другим странам по развитию законодательства, связанного с электронным правительством, и нам придется изучать опыт стран, лидирующих в этом вопросе, так как законодательство реально будет сдерживать развитие электронных услуг», — считает директор государственных программ компании IBM в Восточной Европе и Азии Марат Гуриев.
По его мнению, этот вопрос может стать одной из движущих сил, которая будет определять наше дальнейшее развитие после выхода из кризиса. «Зная, что англичанам удалось электронным образом преодолеть все сложности, связанные с предоставлением нотариальных услуг, можно сказать, что нам предстоит большой путь в этом направлении», — заметил он.
Представитель IBM также отметил, что реализация электронного правительства является понятным процессом с точки зрения технологий и исключительно проблемным — в некоторых других аспектах. Так, по его словам, в России главный ограничитель развития экономики — это дефицит трудовых ресурсов должной квалификации.
Гуриев также аргументировал необходимость создания систем, деперсонализирующих информацию и отправляющих ее в органы статистики. К примеру, собирая такую информацию о заболеваниях граждан и назначенных им лекарствах в медицинских учреждения, отправляя ее затем в органы статистики, можно решить проблему планирования закупок и производства лекарств, особенно в регионах. По его убеждению, любые данные, касающиеся нашего поведения и предпочтений, дают срез информации о гражданах страны, и, учитывая это, мы сможем выстроить демократию, не связанную с коррупцией.
«Информационная система не берет взяток. Понятно, что и здесь могут быть злоупотребления, но это уже будут легко фиксируемые нарушения», — заметил Гуриев.
И наконец, Гуриев подчеркнул важность взаимодействия населения с государственными органами.
«При решении сложных вопросов правительство должно непрерывно взаимодействовать с гражданами страны, чтобы в этом взаимодействии находить ответы на все вызовы, возникающие в нашей цивилизации», — уверен представитель IBM.