Корпорация IBM провела 6-8 октября традиционный глобальный форум Innovation Jam, в ходе которого сотрудники IBM и представители других организаций обмениваются идеями об актуальных вопросах в области бизнеса и технологий. В этом году обсуждение было построено вокруг четырех тем: изменения в бизнесе, взаимодействие с современными потребителями, глобальная интеграция и защита окружающей среды.
Innovation Jam строится на разработанном в IBM инструментарии для Web 2.0. Пройдя регистрацию, участник попадает на регулируемый модераторами сайт, где в форме форумов и чатов идет обсуждение по заданным темам и ответвляющимся от них вопросам. Здесь же в реальном времени отображается подробная статистика по дискуссиям в мире и отдельных странах. Помощь модераторам в слежении за ходом разговоров и в их последующей классификации оказывает средство обработки текста e-Classifier.
До 2006 года Innovation Jam был сугубо внутрикорпоративным мероприятием. Благодаря ему в 2003 году сотрудники IBM сформулировали ценности компании, а в 2004 году было собрано 185 идей о ее преобразовании. Из них 35 нашли применение на практике. Например, Европа была поделена на два региона, что сократило европейский штат с 5 тыс. до 500 сотрудников, а ведение всех контрактов IBM было передано специальным командам.
Два года назад было принято решение вывести Innovation Jam за рамки корпорации. В Innovation Jam 2006 приняло участие более 150 тыс. человек из 104 стран, в том числе из 70 компаний, университетов и других организаций. К обсуждению допускались даже члены семей. В последующие годы IBM вложила 100 млн долл. в развитие десяти проектов, вдохновленных идеями из Jam 2006: 3D Internet, Big Green, сервис перевода голоса в реальном времени во время телеконференций, интеллектуальные коммунальные сети, дистанционные банковские услуги для массового потребителя, электронные медицинские карты, интеллектуальные системы для общественного транспорта. Всего, по подсчетам IBM, в Innovation Jam 2006 было предложено 46 тыс. новых идей.
IBM применяла Jam не только для своих целей. В 2005 году по инициативе ООН совместно с правительством Канады был проведен форум, посвященный проблемам урбанизации, в котором участвовали эксперты и простые жители городов. А в 2007 году инструментарий Jam арендовали четыре компании, в том числе Nokia.
Нынешний Innovation Jam направлен скорее не на поиск новых технологий, а на выработку решений в области бизнеса. Основой в выборе тем послужили результаты проведенного ранее в этом году исследования Global CEO Study, представлявшего собой серию личных интервью с 1100 генеральными директорами компаний из списков Top 500 и Top 1000. Например, как рассказал ведущий специалист по инновациям IBM в России Анджей Аршавский, большинство опрошенных признали необходимость изменения существующих моделей бизнеса. При этом около 20% считают, что потребность в таких изменениях в три раза превосходит их возможности.
Для участия в Innovation Jam 2008 зарегистрировались представители 460 компаний, от рядовых сотрудников до топ-менеджмента. В круг обсуждаемых тем вошли: грядущие перемены в бизнесе, организация коллективной деятельности с партнерами, роль онлайновых сообществ в продвижении товаров, управление глобальной компанией, ИТ и государство, экологическая ответственность и пр. Не был обойден стороной и такой наболевший вопрос, как мировой финансовый кризис.
По сравнению с жителями других стран, россияне в Innovation Jam пока еще малоактивны. Сейчас в основном высказываются сотрудники российского офиса IBM, которые не преминули использовать Jam как площадку для жалоб на московский дефицит парковок и отсутствие домашних офисов. Тем не менее начиная с этого года, российские менеджеры IBM все активнее привлекают участников из компаний-партнеров и СМИ. Теоретически к Innovation Jam допускаются все без ограничений. Единственное, что требуется для входа в систему, — знать ссылку на регистрацию.
Результаты Innovation Jam 2008 в IBM обещают представить уже через три-четыре недели. Согласно правилам, их получат все участники. Таким образом, хотя IBM и использует некоторые идеи, почерпнутые из форума, для проведения собственных проектов то же самое может сделать любая другая компания-участница. Правами на интеллектуальную собственность, по словам Аршавского, IBM не делится — потому, что идеи, как правило, возникают не у конкретного автора, а из череды высказываний различных людей.