Основной темой очередного форума Nortel для российских партнеров и клиентов компании, который прошел в Москве 3 октября, стало совместное использование телекоммуникаций, компьютерных и Web-приложений, прошедшее под лозунгом Communications 2.0. Эта концепция, как считают в Nortel, отражает смещение интересов от инфраструктуры к приложениям на ее основе, функциональность которых соответствует возможностям, характерным для приложений Web 2.0.
Nortel, согласно заявлениям приехавших в Москву европейских топ-менеджеров компании, работает в области трансформации корпоративных сетей, развивая системы IP-телефонии, унифицированных коммуникаций и создавая оптимизированные для бизнеса решения. Операторам предлагаются системы для сетей мобильной связи и конвергентных сетей следующего поколения, включая решения 4G, технологии совместной работы систем мобильной и фиксированной связи, транспортные платформы.
Представители компании отметили растущую потребность в пропускной способности каналов связи, увеличение спроса на онлайновые коммуникации и поддержку приложений реального времени. По словам Питера Ньюкомба, президента по операторским решениям в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, в Nortel считают весьма перспективными семь рынков и соответствующие им направления развития бизнеса. В их состав входят, в частности, продукты и услуги для унифицированных коммуникаций, приложения на базе протокола SIP для операторов, мобильные сети четвертого поколения на основе технологий LTE и WiMAX, сети Ethernet для операторов, оптические каналы дальней связи с быстродействием 40 и 100 Гбит/с.
Эти области деятельности наряду с поддерживающими их услугами, включая системную интеграцию и консалтинг, в компании выделяли и раньше. Однако в середине сентября стало известно о намерении компании продать подразделение Metro Ethernet Networks (MEN). Объясняя такое решение, приехавшие в Москву представители Nortel повторили ранее озвученную главой компании Майком Зафировски позицию, который подчеркнул, в частности, желание улучшить финансовые показатели и увеличить инвестиции в другие направления деятельности.
Аналитики удивлены планами Nortel, поскольку считают, что продукты подразделения MEN адресованы рынкам с высокими темпами роста. Одной из причин неожиданного шага Nortel можно считать намерение перейти к бизнес-модели, в значительной степени ориентированной на разработку приложений.
Это не первое за последнее время технологическое сокращение в Nortel. Летом было объявлено о прекращении разработок базовых станций WiMAX и укреплении отношений с компанией Alvarion, а также о ставке на технологию четвертого поколения LTE.
«Базовые станции разрабатываются значительным числом производителей. Мы же способны предложить программные комплексы управления и прикладные системы», — пояснил Ньюкомб. Президент Nortel в странах Восточной Европы и Израиле Сорин Лупу подчеркнул, что компания не уходит с рынка WiMAX, а сосредоточивается на разработке решений для сетей на основе данной технологии. Что же касается продуктов Metro Ethernet, компания намерена продолжать инвестировать в их развитие и в процессе поисков покупателя бизнеса MEN.
Сообщение Nortel о намерении продать подразделение MEN, доходы которого оцениваются в 2 млрд долл., сопровождалось информацией о снижении ожидаемого объема продаж в третьем квартале до 2,3 млрд долл. (год назад соответствующий показатель составил 2,7 млрд долл.). Согласно опубликованным прогнозам, в компании предполагают, что сокращение годового объема продаж может составить от 2 до 4%.
В то же время в нашей стране, где Nortel работает с 1991 года, продажи возросли за последние три года, по приведенным Лупу данным, в четыре раза. Он подчеркнул, что клиентами компаний являются все ведущие операторы, а также более 50 альтернативных операторов, в сетях которых установлено более 40 NGN-коммутаторов. Отмечен также значительный рост продаж приложений для центров обработки вызовов и IVR (Interactive Voice Responce — «интерактивный речевой ответ»), внедрена транспортная система с быстродействием 40 Гбит/с, установлено более 1,5 млн портов в сетях голосовой связи корпоративных заказчиков. Лупу рассчитывает на дальнейшее развитие бизнеса в России, несмотря на возможные последствия финансового кризиса.