Компания Tibco выпустила новую версию BusinessEvents, своего программного обеспечения обработки сложных событий (Complex Event Processing, CEP), сделав это вскоре после того, как ее конкурент, корпорация IBM, сообщила о намерении предложить свои решения в этой области.
Сейчас, как считает Рурк Макнамара, директор Tibco по маркетингу продуктов, эффект от конкуренции может быть только положительный.
«Мы действительно очень рады тому, что кто-то еще всерьез занялся программным обеспечением такого рода, — сказал он. — И CEP действительно превращается из специализированной технологии, ориентированной на несколько вертикальных рынков, в массовую технологию».
По-существу, программное обеспечение CEP выполняет поиск шаблонов и корреляций в большом количестве электронных транзакций или «событий», которые возникают в системах компании, и инициирует ответные действия в зависимости от того, что было обнаружено. Например, система может определить, что счет пользователя был взломан, если в один и тот же день были изменены пароль и адрес, к тому же со счета снята значительная сумма денег.
В отчете IDC, опубликованном несколько дней назад, утверждается, что оборот рынка программного обеспечения, ориентированного на события, включающий в себя CEP, а также соответствующие категории MOM (Message-Oriented Middleware — «промежуточное программное обеспечение, ориентированное на сообщения») и BAM (Business Activity Monitoring — «мониторинг бизнес-активности»), в 2007 году вырос на 27,1% и достиг 1,1 млрд долл.
Аналитик IDC Маурин Флеминг, подготовившая этот отчет, воспользовалась следующей аналогией для описания стека технологий: «MOM можно сравнить с нервной системой, которая воспринимает раздражитель и информирует мозг. CEP — это мозг, обладающий кратковременной памятью и способный принимать решения. Он посылает команды по нервной системе соответствующим частям тела. А продукт BAM — это своего рода глаза в инфраструктуре, ориентированной на события».
В отчете утверждается, что на долю CEP в 2007 году пришлось лишь 85 млн долл. всего оборота рынка, но этот сектор отличают самые высокие темпы роста — 79%. Оборот рынка ориентированного на события программного обеспечения промежуточного уровня к 2012 году увеличится до 2,7 млрд долл., а доля CEP превысит 800 млн долл.
Tibco, которая также выпускает продукты MOM и BAM, сейчас контролирует самую большую часть рынка CEP. На долю компании приходится 40,5%, в то время как у занимающей второе место Progress Software 20%, а у IBM — 7,1%
Однако IBM контролирует 65,1% всего рынка, ориентированного на события программного обеспечения промежуточного уровня, в то время как показатель Tibco составляет 11,4%.
Tibco рассчитывает укрепить свои позиции после начала продаж BusinessEvents 3.0. К числу новых возможностей этого продукта относится интерфейс, с помощью которого бизнес-пользователи могут намного проще создавать правила, определяющие, как отслеживать сложные события.
«Мы пытались сделать его максимально похожим на Excel», — подчеркнул Макнамара.
По мнению аналитика компании ZapThink Рональда Шмельцера, внимания заслуживают продукты CEP многих известных компаний.
Однако, по его словам, зачастую трудно сказать, будет ли продукт одной компании работать быстрее или лучше масштабироваться, чем решение другой компании, не зная, например, какого рода события он должен обрабатывать. По его мнению, необходимо прежде ответить на множество вопросов. Все ли события происходят внутри сети? Насколько широко они распространяются? Это внутренняя система или она распределена по гетерогенной среде?
Кроме того, этот инструментарий может быть проще в техническом плане, но вовсе не обязательно, что он будет удобен для такого анализа и правил, которые принесут реальную пользу бизнесу.