Джош Вайсберг, директор группы Microsoft Reach Media Group, убежден: несмотря на предпринимаемые попытки стандартизации, говорить о совместимости метаданных фотографий пока не приходится. «Имеющиеся стандарты не взаимодействуют друг с другом», — признал Вайсберг.
По его словам, попытки такого рода не привели к успеху потому, что их возглавляли производители лишь одного звена из всей цепочки цифровой фотографии — производители фотокамер или производители программного обеспечения для обработки фотографий, — которые не учитывали потребности других сторон.
В результате существует шесть различных стандартов на хранение такой, на первый взгляд простой информации, как надписи на фотографиях.
Microsoft возглавляет попытки исправить эту ситуацию за счет создания единой спецификации, которая, как предполагается, в конечном итоге объединит все существующие стандарты.
Участие в работе Metadata Working Group, о создании которой было объявлено на выставке Photokina в Кёльне (Германия), принимают шесть компаний. Это ведущие производители соответствующих сегментов рынка обработки изображений, в том числе Adobe Systems, Apple, Canon, Sony, Nokia и Microsoft. Новая группа, возглавляемая Вайсбергом, предлагает принципы, определяющие, каким образом нужно трактовать восемь основных полей метаданных. Эти принципы ориентированы на производителей камер и камерафонов, программного обеспечения, Web-сервисов и поисковых систем, таких как Flickr и Google.
К основным полям относятся ключевые слова, описание, дата и время, местонахождение (с различными полями для указания того, где располагался фотограф и где предмет), ориентация (то есть предполагаемая ориентация фотографии, горизонтальная или вертикальная), маркировка, копирайт и автор.
Эти принципы также требуют от производителей устройств и программного обеспечения гарантии, что никакие метаданные никогда не будут удалены без недвусмысленного указания пользователя.
Такие спецификации не создают новых стандартов, но опираются на существующие, такие как Exif (Exchangeable Image File) или XMP (Extensible Metadata Platform) компании Adobe.
В других областях, таких как офисные документы, принято использовать понятные человеку форматы XML, такие как Office Open XML (OOXML) и OpenDocument Format (ODF), и не хранить метаданные в жестко определенных полях, а встраивать их (даже делая невидимыми) наряду с текстом или данными.
Почему бы просто не вставлять эти поля данных в свободно передаваемый XML и не реализовать в программном обеспечении, сервисах и механизмах поиска возможность определения способов извлечения этой информации?
По мнению Вайсберга, даже если такой подход будет работать для «специальных» данных, таких как названия или тэги, он не рассчитан на технические, математические данные, такие как координаты GPS, высота над уровнем моря или компасный курс. «В итоге разработчикам придется серьезно поработать над созданием кода для интерпретации этих данных», — сказал он.
Стандартизация метаданных не означает, что фотографам придется использовать все поля. Они могут, например, пропустить тэги с географической информацией, особенно на детских фотографиях, из соображений конфиденциальности.
Никакой платы или лицензионных отчислений не предусмотрено для производителей, которые хотят гарантировать, что их продукты соответствуют спецификации. Вайсберг пояснил, что выполнение стандарта оставляется на волю производителей, отметив, что любая попытка заставить производителей сотрудничать, даже если это пойдет на пользу потребителям, может привести к нарушениям антимонопольного законодательства.
«Однако никаких лицензионных выплат не предусмотрено, и выполнение требований стандарта не требует серьезной доработки. И что же тогда плохого в поддержке этой спецификации?», — заметил Вайсберг, хотя и признал, что, скорее всего, пройдет нескольких лет, прежде чем начнут появляться продукты, поддерживающие эти принципы.
Предстоит еще многое сделать. Стандартизованы пока лишь восемь полей. Metadata Working Group, в конце концов, может определить правила для сотен из них.
Когда-нибудь группа представит свою спецификацию одной из организаций по стандартам, такой как ISO, но когда именно это произойдет, пока не известно.
Кроме того, некоторые ведущие производители не присоединились к Metadata Working Group. По словам Вайсберга, несмотря на то что и Yahoo, которой принадлежит Flickr, и Google были приглашены к участию в работе группы, они отказались от сотрудничества.