Ассоциация независимых разработчиков программного обеспечения ISDEF задалась целью повысить прозрачность российского рынка тиражного ПО, лично взявшись за его анализ. На седьмой конференции ISDEF, прошедшей с 26 по 28 сентября, были представлены результаты первой попытки такого исследования, которое планируется сделать ежегодным.
Цифры были получены на основе опроса членов ISDEF, дистрибьюторов и регистраторов ПО и исследовательских агентств. Учитывались все российские компании, производящие тиражное ПО, в том числе и зарегистрированные за рубежом. Тем не менее исследование ограничивается представлением общей картины и не дает информации по отдельным игрокам. Член ISDEF, директор компании Famatech Дмитрий Курашев заявил: «Оценить объем рынка тиражного ПО можем только мы сами, так как все участники — очень закрытые компании».
По расчетам ISDEF выходит, что объем российского рынка тиражного ПО в минувшем году достиг 3,7 млрд долл., а продажи российских производителей тиражного ПО во всем мире составили 1,7 млрд долл. Последний показатель, по словам председателя правления ISDEF 2008 и генерального директора компании Alawar Entertainment Александра Лысковского, совпал с оценками российско-белорусской ассоциации компаний-разработчиков «Руссофт». По прогнозам ISDEF, в этом году рынок увеличится до 5 млрд долл., а в следующем — до 7 млрд долл.
Среди российских потребителей лицензионного ПО, по результатам исследования, 65% представляют корпоративные клиенты. На государство приходится 20%, а на физических лиц — 15%. Один из учредителей ISDEF, генеральный директор компании Softkey Феликс Мучник, заявил, что в следующем году доля физических лиц должна увеличиться. В ISDEF наблюдают, что они, как и малый и средний бизнес, проявляют «полную толерантность» к разыгравшемуся кризису. Темпы роста рынка, по словам Мучника, также не должны опуститься ниже 70%.
Отдельно Мучник представил результаты опроса, проведенного сайтом softkey.ru среди 3800 пользователей ПО этим летом. Половину участников в нем составили жители регионов. По сравнению с аналогичным опросом, прошедшим в 2005 году, доля респондентов женского пола увеличилась с 13 до 29%. Это, как отметил Мучник, свидетельствует о том, что российский рынок ПО наконец стал потребительским.
Самыми популярными ответами на вопрос «Что для вас программное обеспечение?» стали «уверенность в стабильной работе программы» (35%) и «возможность получения техподдержки и обновлений» (30%). В том, что все ПО должно быть лицензионным на домашнем компьютере, уверены 35% респондентов, на корпоративном — 38%. При этом 24% приобретают лицензионное ПО для домашнего использования раз в полгода, 22% — раз в несколько месяцев и 8% — раз в месяц; ни разу легальные программы для дома не купили 11% опрошенных. Наиболее приемлемые ценовые категории для ПО, по мнению респондентов, — это от 300 до 600 руб. и от 600 до 1000 руб.; каждая из них получила по 22% ответов. На сумму выше 3000 руб. готовы только 3,5% человек.