«Тематика форума созвучна тенденциям, наблюдаемым в отрасли массовых коммуникаций. Это стремительное развитие технологий, конвергенция и повышение значимости контента», — отметила Екатерина Ларина, директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
За последние пять лет, по оценкам Ассоциации кабельного телевидения России, проникновение кабельного телевидения в нашей стране утроилось и составляет около 40% общей абонентской базы. В настоящее время в стране с населением порядка 140 млн человек (а это более 42 млн домохозяйств), построены сети кабельного телевидения для возможного подключения более 36 млн домохозяйств, 15 млн из которых уже заключили договоры на обслуживание операторами кабельных сетей. Во многих городах эфирный прием играет все меньшую роль по сравнению с кабельным телевидением. При этом абонентам кабельных сетей предлагаются в одном пакете как российские общедоступные федеральные, так и отечественные и зарубежные платные каналы. Общее число каналов в сетях достигает 50–60 в аналоговом и 120-150 в цифровом формате, в Москве же их количество доходит до 170.
С 2007 года набирает силу процесс цифровизации кабельного телевидения и внедрения современных услуг, таких как телевидение высокой четкости и видео по запросу (Video-on-Demand, VOD).
«В Москве с 1 сентября началось предоставление услуг высокой четкости, что, на мой взгляд, является переломом в развитии цифровизации данной отрасли России», — заявил президент АКТР Юрий Припачкин. При этом созданная инфраструктура обеспечивает адекватный переход к цифровому вещанию городов с населением более 200 тыс. человек.
По прогнозам Припачкина, в Москве в 2008 году цифровизация телевидения преодолеет 20%-ную планку проникновения. Основные же тенденции рынка — это консолидационные процессы, активная региональная экспансия операторов, диверсификация бизнеса операторов (оказание услуг double play и triple play) и существенные инвестиции в модернизацию сетей. По оценкам АКТР, за последние три года они составили около 1 млрд долл.
Самой острой остается проблема государственного регулирования, включая проблемы авторских и смежных прав. К сожалению, законодательная база не успевает за бурным развитием отрасли. «Мы отчетливо должны сознавать, что приход цифрового потока в квартиру абонента приводит к изменению модели функционирования всех участников рынка. Прежде чем говорить о том, какие технологические процессы должны быть описаны, какие организационные решения должны быть приняты, нужно обсудить и выработать модель функционирования этого рынка на законодательном уровне», — считает Припачкин. После этого, по его мнению, «инвестиции широким бурным потоком пойдут в отрасль», так как она даже в условиях кризиса остается привлекательной для инвесторов с учетом того, что рынок растет на 30-40% в год и этот процесс, по прогнозам президента АКТР, не будет замедляться.
В связи с планируемым в нашей стране к 2015 году переходом на цифровой формат вещания Припачкин предложил раздать гражданам ваучеры на определенную суму, чтобы они сами смогли решить, купить ли им декодер или современный телевизор, доплатив за него небольшую сумму. «Мир изменяется так стремительно, что такого рода организационные усилия должны соответствовать динамике рынка», — подчеркнул он.
Крайне острым остается вопрос, какие каналы в процессе цифровизации войдут в социальный пакет, так как каналы, не вошедшие в него, фактически перейдут в статус кабельных или спутниковых вследствие того, что их распространение будет осуществляться не в открытом режиме, а с использованием систем условного доступа. «Государство должно сказать, сколько оно будет финансировать каналов. И это должен быть не социальный, а государственный пакет, который будет распространяться в цифровом формате за государственные деньги для поддержки информационного фона в стране», — заявил Андрей Семериков, генеральный директор «Эр-Телеком Холдинга».
В условиях все увеличивающейся конкуренции кабельных операторов между собой и с эфирными каналами на первый план выходит задача по удержанию абонентов, для чего в первую очередь необходимо предлагать им качественный контент. По словам Лариной, в этом вопросе крайне важно сотрудничество с участниками рынка в развитии саморегулирования: «Было бы неправильно, если бы задача обеспечения качества была государственной задачей, поскольку в этом случае встает вопрос контроля в той или иной степени жесткости».
По мнению заместителя генерального директора компании «Система Масс-медиа» Виталия Шуба, телевидение следующего поколения будет позволять контенту мигрировать из среды в среду, сопровождая абонента на протяжении всего дня. «Если раньше мы говорили о том, что каждый тип вещания требует своей технологической платформы, то на основе IP-мультиплатформы возможно обеспечить все типы и все стандарты цифрового вещания. И часть операторов уже внедрили эту платформу», — заверил Герасим Гадиян, генеральный директор Сети телевизионных каналов высокой четкости HD Media.
И, несомненно, оно должно быть интерактивным. «Контент следующего поколения — универсальный, существующий одновременно во всех форматах и разрешениях, дешевый и мигрирующий из сети в сеть, настолько интерактивный, насколько это экономически целесообразно», — отметил Шуб.
Что касается контента для телевидения высокой четкости, то его недостаток ощущается и в мире, и в России; следствие этого — его высокая цена. Сложности при производстве такого контента объясняются тем, что картинка телевидения высокой четкости в пять раз более информативна, поэтому должны применяться и соответствующие творческие подходы. Возникают совершенно иные требования к макияжу, к декорациям. Опять же, если при съемке материала для кино подразумевается дальнейшая достаточно дорогостоящая компьютерная доработка, то при работе для телевидения такой возможности нет ни в части времени, ни в части стоимости.
Ведущую роль в телевидении следующего поколения будет играть выбор контента абонентом, и задача любого оператора — заранее предоставить абоненту готовую программу. По мнению Олега Колесникова, технического директора компании «НТВ-Плюс», в ближайшем будущем в связи с развитием и IP-, и спутникового телевидения, и гибридных сред распространения контента возникнут сервисы, которые будут позволять формировать на основе предпочтений пользователя некий портал контента, из которого зритель сможет сам выбирать то, что ему нравится.
Ключевым же для развития отрасли, по мнению участников форума, должен стать процесс консолидации интересов всех участников рынка — абонента, оператора связи, теле- и радиовещательных компаний, агрегаторов контента, рекламодателей, правообладателей и государства и создание компромиссных схем, которые позволяют занять всем участникам процесса место, достойное их возможностей.