Руководителям любого ранга, занятым в отрасли здравоохранения, требуется владение современными технологиями эффективного менеджмента, умение управлять потоками информации. Еще в недавнем прошлом опыт управленческой деятельности руководитель нарабатывал в процессе продолжительной каждодневной практики. Сегодня же на наших глазах коренным образом меняются и экономические модели управления, и инвестиционные механизмы, и конкурентоспособные решения. В этом процессе немалую роль сыграли информационные технологии, привнеся в медицинскую область новые формы и методы работы. Практикующему специалисту крайне сложно изучить и осмыслить такой объем информации.
По данным социологических опросов, озвученным Ольгой Вайсман, директором по развитию Ассоциации медицинских и фармацевтических вузов России, 63% медиков желают получить дополнительные юридические знания, регламентирующие деятельность в системе здравоохранения с учетом региональной специфики, 38% хотят изучить бюджетное планирование, а 20% медиков считают, что в их работе не хватает знаний по маркетингу медицинских услуг, менеджменту и теории управления.
Основной целью системы государственного высшего профессионального образования является фундаментальная подготовка специалистов. Между тем, работающие специалисты хотят постоянно повышать свою квалификацию: это является необходимым условием карьерного роста. Например, специалисты, имеющие дело с информационными технологиями, должны, по мнению Вайсман, проходить повышение квалификации не реже одного раза в год, иначе их стоимость на рынке труда начинает падать, — знания в этой области очень быстро устаревают.
Поскольку совмещать учебу с работой бывает достаточно сложно, выходом из такой ситуации являются дистанционные формы обучения.
Инициатором разработки новой программы «MBA — Организация и управление в здравоохранении» стала Ассоциация медицинских и фармацевтических вузов России, одним из учредителей и членов которой является Московская медицинская академия имени Сеченова. Академия активно участвует в реализации национальных проектов, «Здравоохранение» и «Образование», ее руководство не понаслышке знает о проблемах подготовки квалифицированных управленческих кадров в сфере здравоохранения.
«Не может быть эффективного здравоохранения без качественного образования», — уверен проректор ММА Петр Литвицкий.
«Академия АйТи» была выбрана в партнеры за широкую региональную сеть учебных филиалов на территории России и наличие опыта осуществления проектов дистанционного обучения в последние семь лет. Можно отметить, например, обучение более 5 тыс. учителей по заказу Федерального агентства образования.
С 2003 года в «Академии АйТи» существует программа MBA со специализацией «Информационный менеджмент». За это время выпущено более сотни специалистов.
Продолжительность обучения по программе составляет два года. Учебный процесс осуществляется в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий.
Для проведения онлайновых семинаров необходим канал связи с пропускной способностью не менее 128 Кбит/с, браузер Internet Explorer или Mozilla с поддержкой Java, операционная система Windows XP Professional (или RedHat Enterprise Linux 3.0 Workstation). Пользователю необходимо иметь видеокарту c 512 Мбайт оперативной памяти, звуковую карту и Web-камеру.
За каждым слушателем закрепляется персональный наставник («тьютор»), который оказывает оперативные консультации по основному содержанию программы, организации самостоятельной работы, подготовке к зачетам, экзаменам и дипломному проектированию.
Во время очной сессии слушатели закрепляют полученные в процессе дистанционного обучения знания и навыки с применением активных методов обучения: тренингов, деловых и ролевых игр, разбора практических ситуаций.
Курс ориентирован на приобретение навыков в области законодательства и права, бюджетного планирования деятельности, эффективного управления в условиях изменений, информационных систем здравоохранения, маркетинга.
Что касается методологии, то, по словам директора департамента профессиональной переподготовки «Академии АйТи», Екатерины Лавреновой, «Академия» выступала «транспортом», осуществляющим доставку знаний до конечного пользователя.
Программа стартует 6 октября. В первом потоке будут обучаться три группы из Владимирской и Красноярской областей и Республики Хакасия.