Настольный компьютер на базе процессора Intel Atom — что это такое? В этом как отечественному, так и мировому рынкам еще предстоит разобраться. Дебют Atom в рамках весеннего форума IDF в Шанхае породил в так называемой экосистеме Intel немало надежд. Но, думается, не будет большим преувеличением сказать, что надежды эти касались в основном ноутбуков, а точнее — легких недорогих субноутбуков для работы с текстами, электронной почтой, просмотра Web-сайтов и прочих «базовых» задач, именуемых теперь с подачи корпорации Intel нетбуками.
Именно нетбучный вариант Atom, несмотря на все усилия Intel, быстро оказался дефицитным товаром, что в конечном итоге, как отмечалось рядом источников, привело к форменной драке между производителями за распределение и последующее перераспределение квот на поставки этого процессора. В отношении нетбуков производители практически сразу же начали «игру на повышение» в своих прогнозах, словно бы задавшись целью посрамить независимых аналитиков, чьи первоначальные оценки емкости рынка, к слову сказать, и так выглядели вполне оптимистичными. Примечательно, что те же самые аналитики, на которых весной ссылались в Intel, прочили не менее, а даже более успешное будущее настольному собрату нетбука, названному в корпорации неттопом. При этом назывались такие цифры: в 2011 году совокупная емкость рынка неттопов достигнет 60 млн единиц в год, а нетбуков — 47 млн.
К нетбукам, начавшим активно «обживать» российский рынок во второй половине лета, публика у нас, вероятно, уже немного попривыкла. Теперь начинает привыкать к неттопам. Одним из первых среди отечественных производителей свой вариант неттопа на базе Intel Atom представила компания «Ф-Центр». В модели Flextron X-Life используется процессор Atom N230 (тактовая частота 1,6 ГГц, 512 Мбайт кэш-памяти второго уровня), припаянный к материнской плате Intel D945GCLF (набор системной логики Intel D945GC). Конфигурация также включает 1 Гбайт памяти DDR2-667, 160-гигабайтный жесткий диск Serial ATA (скорость вращения — 7200 оборотов в минуту), накопитель DVD-RW, мультиформатное устройство для чтения/записи флэш-карт. Как по компонентам, так и по цене (чуть менее 7 тыс. руб. в комплекте с предустановленной операционной системой Windows XP Home Edition) все вполне соответствует каноническому варианту неттопа-2008, анонсированному Intel в начале апреля. В качестве опции «Ф-Центр» предлагает вместе с компьютером Flextron X-Life приобрести монитор LG Flatron W1934S — в этом случае цена составит чуть менее 12 тыс. руб.
Рыночную нишу для Flextron X-Life в «Ф-Центре» определяют методом исключения — за вычетом «продвинутой» геймерской аудитории и тех пользователей, которым приходится работать с ресурсоемкими приложениями. Кто остается в «круге поиска»? Варианты ответа: дети дошкольного возраста, школьники, пенсионеры. Еще один вариант — это может быть второй или третий компьютер в семье, недорогое подспорье в решении проблемы распределения доступа к системе, обладающей более высокой производительностью. Но почему оптимальным выбором во всех этих случаях будет неттоп, а не, скажем, тот же нетбук, предлагающийся по схожей цене?
Именно так, с большой вероятностью, и будет поставлен вопрос рынком, что понимают и в «Ф-Центре». Не случайно директор компании Александр Короткевич, комментируя выход Flextron X-Life, в качестве альтернативного предложения назвал серию Eee PC тайваньской компании ASUSTeK — пионера рынка нетбуков. По мнению Короткевича, Flextron X-Life «более функционален», но ведь речь, как мы помним, идет о системах, адресованных базовым задачам, поскольку концепция как нетбуков, так и неттопов изначально предполагает облегченную функциональность. А теперь, получается, неттоп эту облегченную функциональность снова «утяжеляет»? Но даже если согласиться с тем, что неттоп более функционален и что это является его преимуществом, то ведь и нетбук может положить на «чашу весов» вполне весомый козырь — портативность. Как сделать так, чтобы неттопы и нетбуки не мешали друг другу на рынке? Существует ли вообще решение этой нетривиальной задачи? Ответ пока неочевиден.
У той же ASUSTeK, к примеру, уже есть свой вариант неттопа — Eee Box. Выполнен он, правда, на основе нетбучного Intel Atom N270 (справедливости ради нужно отметить, что эти два варианта, N230 и N270, во многом схожи). В компании рассчитывают, что объем поставок Eee Box в этом году составит 200 тыс. штук, а в 2009-м вырастет до 1 млн. При этом объем поставок нетбуков Eee PC в первом полугодии текущего года хотя и оказался ниже запланированных 2 млн штук, но все же достиг 1,7 млн штук. В целом же по итогам года, как считают в штаб-квартире ASUSTeK, он может составить 5 млн. Разница в планах говорит сама за себя — нетбукам в тайваньской компании, очевидно, уделяют достаточно серьезное внимание, в то время как ее отношение к неттопам можно охарактеризовать как прохладное. И надо сказать, что ASUSTeK — далеко не единственный пример такого подхода.
Возможно, со временем отношение ведущих вендоров к неттопам будет меняться, но вряд ли это произойдет в ближайшее время. На то есть ряд причин. Главная из них такова: нижний ценовой сегмент рынка настольных систем не вызывает у вендоров особого оптимизма по причине своих крайне скудных возможностей для дифференциации продуктов и создания добавленной стоимости, вследствие чего наименее выгоден для них по части извлечения прибыли. Впрочем, в случае с нетбуками тоже поначалу имели место аналогичные возражения, но вскоре они рассеялись, когда примеру ASUSTeK последовали другие — Acer, MSI, Fujitsu Siemens Computers (их нетбуки уже появились и на российском рынке).
Рынок настольных систем в России традиционно оставляет больше простора локальным производителям, нежели рынок ноутбуков. Как и нынешний скептицизм мировых грандов в отношении неттопов, это также играет на руку практическим опытам отечественных компаний с настольными системами на базе Intel Atom. Помимо «Ф-Центра», в эксперименте принимают участие, в частности, компании X-Com и Onics Computers. Первая предлагает свои неттопы как офисное решение, вторая позиционирует настольные системы на базе Intel Atom как тонкие клиенты или Windows-терминалы.
Конечно, в подобных опытах всегда присутствует некоторый риск, поскольку речь, по сути, идет об освоении новой рыночной ниши, наличие которой далеко не для всех является очевидным. И если эксперимент увенчается успехом, это вряд ли ускользнет от внимания мировых грандов. Но с другой стороны, сам по себе риск не настолько велик, чтобы поставить под удар репутацию компании или тем паче ее судьбу. В случае же неудачи с неттопами куда больше шишек достанется Intel как основному зачинщику этой затеи. Судя по опыту прошлых лет, на Intel будут кивать как представители экосистемы, так и независимые аналитики, которые к тому времени наверняка успеют уже неоднократно пересмотреть свои прогнозы. Впрочем, так далеко заглядывать вперед пока преждевременно.