Производители сетевого и телекоммуникационного оборудования пересматривают в последнее время методы продаж и предлагают для продвижения своих продуктов на рынок новые маркетинговые концепции, отражающие возрастающее влияние коммуникаций на все сферы жизни. Подобные концепции базируются на таких понятиях, как, например, «гиперподключенность», озвученное Nortel, или «сеть как платформа», используемое в Cisco Systems.
Сотрудники московского офиса Nortel представили 3 сентября результаты аналитических исследований, выполненных по заказу компании и позволяющих оценить влияние коммуникационных технологий с учетом их проникновения, экономической привлекательности, психологической готовности пользователей к восприятию продуктов и решений. Такие исследования важны как для формирования продуктовой стратегии компаний-производителей, так и для анализа эффективности их маркетинговой стратегии.
Исследование IDC, отчет о котором, The Hyperconnected — Here They Come!, опубликован в мае текущего года, охватило 2400 человек в 17 странах, включая Россию, работающих в различных отраслях промышленности в компаниях различного типа и размера. Его результаты свидетельствуют о том, что 16% респондентов являются «гиперподключенными» пользователями, в то время как еще 36% относятся к категории «интенсивно подключенных» (наряду с этими в отчете рассматриваются еще две группы пользователей).
Гиперподключенные пользователи применяют, согласно определению IDC, для работы и в личных целях не менее семи устройств (включая офисные и домашние ПК, мобильные телефоны, КПК, телевизионные приставки), а также не менее девяти приложений — обмена мгновенными и текстовыми сообщениями, проведения Web-конференций, работы в социальных сетях и ряд других. Большая часть таких пользователей сосредоточена в США и Китае, а в регионе EMEA — во Франции. В России в течение последнего года отмечаются наиболее высокие темпы роста гиперподключенности. Аналитики IDC полагают, что в течение пяти ближайших лет доля пользователей данного типа может возрасти почти до 40%, причем предприятия среднего размера (от 100 до 1000 сотрудников) обладают значительным потенциалом их роста.
Пользователи, отнесенные к группе интенсивно подключенных, имеют доступ не менее чем к четырем устройствам и шести приложениям. Они активно работают с Web-сайтами и блогами, но существенно меньше, чем гиперподключенные, взаимодействуют с социальными сетями и применяют IP-телефонию. В России доля таких пользователей превышает мировой показатель.
Что же касается отраслей, то наибольшее число гиперподключенных пользователей насчитывается в компаниях, работающих в области высоких технологий и телекоммуникаций, а интенсивно подключенных — в финансовой сфере.
Среди задач, которые развитие коммуникаций ставит перед руководителями ИТ-подразделений, в IDC отмечают необходимость разработки ориентированных на бизнес стратегий, обеспечивающих максимальную для деятельности предприятий эффективность внедрения и использования новейших коммуникационных технологий; повышение уровней защиты и безопасности; установление партнерских отношений с поставщиками коммуникационных решений.
Исследование российского рынка, проведенное Comnews Research, свидетельствует о том, что в нашей стране сложились условия, способствующие более широкому использованию возможностей современных коммуникаций и базирующихся на них приложений.
Россия обладает наивысшим среди стран СНГ уровнем проникновения широкополосных технологий; во втором квартале текущего года он составил 5,2%. Однако это существенно меньше, чем в странах Евросоюза и США (24,4 и 23,9%). Важную роль играет смещение распространения широкополосного доступа из Москвы (23,1%) и Санкт-Петербурга (15,1%) в регионы. Ожидается, что в большинстве российских городов с миллионным населением уровень проникновения превысит 18% к 2012 году. Обострение конкуренции в данном сегменте способствует снижению тарифов, несмотря на измеряемую двухзначными показателями инфляцию, а следовательно, и росту доступности более высокого быстродействия передачи данных.
Прогнозируется рост количества пользователей услуг сетей сотовой связи третьего поколения. Их число может достичь 16,9 млн (10% абонентской базы) к 2012 году и превысить 29 млн (18%) в 2016-м.
Развитие сетей WiMAX позволит увеличить уровень проникновения Internet с сегодняшних 12-14% общего числа домохозяйств до 26-28% к концу 2012 года и до 32-34% к 2016 году, причем наиболее высокие показатели роста будут достигнуты в регионах со слабым развитием кабельной инфраструктуры.